Как сообщалось, Минсельхоз рассматривает возможность ужесточения ограничительных мер по экспорту зерна на период до появления на рынке зерна нового урожая. Вопрос изменения размера экспортной пошлины на пшеницу был обсужден на совещании, которое в минувшую пятницу провел заместитель министра сельского хозяйства Сергей Левин. Поводом для этого стало осложнение ситуации в животноводстве, прежде всего, в свиноводстве и птицеводстве, росте затрат этих отраслей на корма.
Как считает президент АПХ "Мираторг" Виктор Линник, существует риск, что экспорт зерна вырастет в ущерб российскому производству мяса. Это, в свою очередь, может негативно отразиться на потребителях.
По его словам, за последние три-четыре месяца себестоимость производства свинины выросла вместе с ростом цен на зерно - доля кормов в себестоимости производства килограмма мяса составляет порядка 75%.
Как сообщил В.Линник, в настоящее время собственное производство зерна покрывает потребности "Мираторга" на 60%, остальное закупается на рынке.
Тот факт, что экспортная пошлина действует пока только на пшеницу, повышает вероятность массированного экспорта других видов зерновых, которые используются для производства комбикормов.
"Таким образом, для баланса внутреннего рынка и недопущения роста нагрузки на потребителей мяса необходимо компромиссное решение, которое будет учитывать интересы всех заинтересованных сторон. Разумно было бы ввести экспортную пошлину на ячмень, кукурузу и сделать это в формате формулы, которая сейчас действует на пшеницу", - заявил В.Линник, добавив, что "это нормальная формула".
По его словам, решение должно быть выгодно и производителям зерна, и производителям мяса, а в конечном итоге - отвечать интересам потребителей на российском рынке.
Как считает В.Линник, в рамках этих мер необходимо регулировать и экспорт минеральных удобрений, "которые сейчас на 90% вывозят". "Надо вводить экспортную пошлину на них, об этом много говорят, но сдвигов нет. И если с бюджетом сейчас проблемы, то почему бы не ввести экспортные пошлины на удобрения также по определенной формуле?" - заявил он.
Как считает глава холдинга, "разговоры производителей минудобрений о самоограничении цен - это ни для кого и ни для чего, это смешно". "Надо правительству принять политическое решение, рассчитать формулу - и ограничить экспорт минудобрений с учетом интересов российских производителей и потребителей, - заявил он. - Непонятно, почему на нефть и газ экспортные пошлины существуют, а на минудобрения, которые носят такой же сырьевой формат, экспортной пошлины нет", - добавил он.
Представитель зернотрейдерской компании не согласен с тем, что правила экспорта зерна необходимо ужесточать из-за роста цен на комбикорма в связи с подорожанием зерна.
"Мониторинг показывает, что цена на пшеницу 5 класса с октября держится на уровне 9,5-10 тыс. рублей за тонну в потребляющих регионах, с октября же "стоит" и цена на фуражный ячмень, так что комбикорма, по большому счету, тут ни при чем, цены на них последние три месяца стабильны", - заявил он.
В то же время он считает, что если рост и возможен, то за счет импортных составляющих - соевого шрота и премиксов. "Вот эти рынки надо регулировать, надо посмотреть, насколько они влияют на цену производство комбикормов, и решить, необходимы ли какие-то ограничительные меры", - заявил он.
По его словам, в настоящее время себестоимость производства зерна на юге составляет от 6,5 до 7 тыс. рублей за тонну, в Черноземье и других регионах - до 8 тыс. рублей. "В следующем сезоне она возрастет до 10 тыс. рублей, поэтому надо думать над тем, чтобы обеспечить доходность зернопроизводителей", - заявил он.
Для расширенного воспроизводства сельхозпроизводители должны иметь рентабельность производства пшеницы на уровне 30% во всех зернопроизводящих регионах. "Средства от реализации зерна должны обеспечить закупку дорожающих материально технических ресурсов, необходимых для проведения весеннего сева и других сезонных работ", - отметил он.
Что же касается экспортеров, то, по его словам, они уже адаптировались к действующей формуле расчета экспортной пошлины. "Если опять менять правила игры - это прямые убытки, ведь контракты уже заключены с поставкой зерна на февраль-март", - сказал он. Как считает генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько, ужесточение режима экспорта зерна - "совсем не ко времени, так как на пустом месте может спровоцировать рост цен на мировом рынке".
"К тому же для изменения режима нет оснований - в очень тяжелых экономических условиях, когда раскручивается инфляция издержек, идет нормальный экспорт", - заявил он.
По его словам, ограничение экспорта в конечном счете негативно отразится на потребителях отечественной сельхозпродукции.
"Ужесточение экспорта - это и неправильный сигнал для производителей зерна, он означает, что выращивать много зерна не надо", - считает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут.
По его словам, дополнительное ограничение приведет к тому, что экспортеры снизят цену закупки зерна - "и это станет дестабилизирующим фактором в преддверии зерновой кампании, когда крестьяне особенно нуждаются в средствах".
"Дефицита зерна в стране нет и вводить ограничения на его экспорт совершенно нелогично, тем более в период начала подготовки ко второму Всемирному зерновому форуму", - сказал А.Корбут.
Как сообщалось, форум планируется провести в этом году в Сочи.
Как сообщал Минсельхоз со ссылкой на оперативные данные ФТС, Россия с 1 июля 2015 года по 20 января 2016 года экспортировала 21 млн 344 тыс. тонн зерна, что на 3% меньше, чем за соответствующий период прошлого сельхозгода (22 млн 088 тыс. тонн).
Большую часть экспорта - 15 млн 973 тыс. тонн - составила пшеница. На ячмень пришлось 3 млн 293 тыс. тонн, кукурузу - 1 млн 899 тыс. тонн, другие культуры - 177 тыс. тонн.
Источник: ИнтерФакс