20 октября 2020 г. в режиме видеоконференции состоялось совещание по вопросу «Текущее состояние отрасли производства твердой пшеницы и перспективы ее развития в Российской Федерации», которое проводил директор Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза России Роман Владимирович Некрасов.
Участие в совещании принимали представители науки, филиалов ФГБУ «Россельхозцентр» (Новосибирск, Оренбург, Курган и др.), товаропроизводители, региональные АПК, представители бизнеса и перерабатывающей промышленности (Макфа, Barilla и др.). Все участники имеют непосредственное отношение к данной проблеме, так как или занимаются исследованиями, выращиванием, обследованием качества, или переработкой, реализацией (логистикой) твердой пшеницы.
На совещании были затронуты вопросы по использованию твердой пшеницы (Triticum durum) в мировом масштабе, ситуация с которой более напряженная, чем с мягкой пшеницей, так как ее потребление растет, а производство снижается (с 2016 года на 9,2%). Этот факт провоцирует рост цен на твердую пшеницу в мире, так цена тонны твердой пшеницы примерно в 2 раза выше цены за тонну мягкой пшеницы, что может являться для аграриев, выращивающих твердую пшеницу привлекательным. Однако, исходя из того, что твердая пшеница более требовательна к условиям произрастания (климату), удобрениям и средствам защиты, нельзя сказать, что товаропроизводители, соблюдая технологию выращивания, получат товар надлежащего качества, соответствующий всем требованиям ГОСТ (особенно по стекловидности и количеству клейковины), поэтому они настороженно относятся к варианту выращивания твердой пшеницы.
Россия не является значимым участником мирового рынка твердой пшеницы, являясь страной №1 по экспорту мягкой пшеницы (International Grain Cauncil и Barilla). Площадь посевов твердой пшеницы снизилась за последние 90 лет почти в 10 раз, а должна составлять с учетом внутреннего потребления 3,8-4 млн. га. Основными регионами, производящими эту культуру, являются области: Оренбургская (265 тыс. га), Челябинская (160 тыс. га), Саратовская (45 тыс. га) и другие.
При росте потребления в РФ макаронных изделий на 2% в год в 2030-м будет использовано в пищу 1300 тыс. тонн макарон (1100 тыс. тонн в 2020 году), 300 тыс. тонн пасты (150 тыс. тонн в 2020-м), импортировано 100 тыс. тонн таких изделий (в 2020-м 50 тыс. тонн).
Главные импортеры твердой пшеницы в мире - страны ЕС (2,1 млн. тонн в год), Алжир (1,7 млн. тонн в год), Марокко (0,8 млн. тонн в год), замыкает линейку Япония с 0,2 млн. тонн ввозного зерна.
Что касается внешнего рынка, точнее наращивания потенциала экспорта твердой пшеницы, то он имеется в силу ряда причин. Одна из них – значительный дефицит сырья производителей пасты в Италии (четверть мирового рынка производимой пасты), который на 30-40% покрывается за счет импорта. А также «антиглифосатная» кампания, побуждающая искать новых поставщиков качественной твердой пшеницы, взамен традиционной Канадской. Так, с 2014 года вывоз твердой пшеницы за рубеж вырос с 40 тыс. тонн до 256 тыс. тонн в 2019-м., в структуре экспорта преобладает в основном зерно пшеницы твердой 2 и 3 классов.
На совещании были предложены пути наращивания объемов производства этой высоко маржинальной культуры, с учетом потребностей внутреннего и внешнего рынков.