Продажи сельхозтехники в РФ в первом квартале продолжают активно расти, несмотря на высокую базу прошлого года. Российские заводы увеличили реализацию в полтора раза, крупнейшие импортеры — на 20%. Продажи подстегнуло и ожидание увеличения утильсбора на фоне дефицита техники: некоторые машины уже законтрактованы до конца года. Но как считают участники отрасли и эксперты, в ближайшие месяцы спрос ослабнет: к этому приведет регулирование цен на сельхозтовары со стороны правительства, что снизит доходы фермеров.
Продажи отечественной сельхозтехники в январе—марте выросли на 53%, до 32,5 млрд руб. На том же уровне зафиксирована и динамика производства, подсчитал «Росспецмаш». Там говорят о влиянии на рынок «стабильно приемлемых» цен на сельхозпродукцию, что позволило аграриям нарастить темпы обновления парка. В ассоциации также отмечают положительное влияние господдержки спроса (речь идет о скидках на технику в рамках «программы 1432»), которая «зачастую является единственной возможностью для малого и среднего аграрного бизнеса обновить средства производства».
53 процента составил рост продаж российской сельхозтехники в первом квартале 2021 года, по данным «Росспецмаша»
Сегмент отечественной техники растет с 2013 года, и даже в 2020 году, несмотря на пандемию, заводы РФ нарастили выпуск на 29,6%. Глава центра инвестанализа и макроэкономических исследований ЦСР Даниил Наметкин отмечает, что РФ сохраняет агрессивные планы по наращиванию экспорта сельхозпродукции, в том числе активно строит терминалы по перевалке зерна, поэтому вопрос дальнейшего повышения урожайности остается актуальным. Для этого необходима модернизация парка техники, при этом вскоре начнется выбывание парка, который массово обновлялся в начале 2010-х годов, заключает он: срок службы активно работающего комбайна — пять-семь лет.
Нехватка тракторов и комбайнов в РФ уже много лет официально оценивается в 20–25% от имеющегося парка, говорит председатель правления Ассоциации дилеров сельхозтехники «АСХОД» Александр Алтынов; также массово выходит из использования техника, которой 15–20 лет, и аграрии предпочитают покупать одну более мощную машину на замену нескольким старым.
Спрос поддерживается высокими ценами на продукцию аграриев, ожиданием повышения утильсбора (до трех раз), низкими банковскими ставками, поясняет Александр Алтынов:
Очень большой объем техники — 70–80% из доступной — законтрактован, по некоторым брендам и массовым машинам звучат сроки поставки октябрь-ноябрь или даже 2022 год».
Ограничения на фоне пандемии все еще ведут к производственным проблемам, в том числе с компонентами и материалами, поэтому у многих заводов нет возможности увеличить план — в том числе из-за этого господин Алтынов ожидает сокращения доли импортеров на рынке в 2021 году. Он считает, что ажиотаж в ближайшие месяцы ослабнет, так как правительство ввело экспортные пошлины на зерно и сдерживает цены на продовольствие на внутреннем рынке, при этом расходы аграриев растут, как и стоимость финансирования на фоне повышения базовой ставки ЦБ.
Производители сельхозтехники столкнулись с дефицитом железнодорожных платформ для ее вывоза
В John Deere оценивают рост всего рынка техники в январе—марте в среднем в 18–20% и говорят о положительной динамике своих продаж практически по всем сегментам. «Основные факторы, повлиявшие на восходящий тренд,— хороший уровень урожая 2020 года в России, существенное повышение мировых, а за ними и внутренних цен на основные культуры, сравнительно низкий уровень мировых запасов зерна в 2020 году. "Низкий" курс рубля в этом случае стал преимуществом для российских аграриев: те смогли увеличить экспорт и неплохо заработать на мировых трендах»,— поясняет глава отдела маркетинга концерна Александр Беляев. Он добавляет, что также в условиях пандемии и локдаунов прогнозируется повышение спроса на продукты питания, поэтому в среднесрочной перспективе спрос на рынке будет больше предложения.
Но в John Deere также видят риски во введении экспортной пошлины на зерно и «искусственном ограничении конкуренции в виде возможного серьезного повышения утильсбора на новую импортную технику».
Помимо этого нужно учитывать и внешние факторы, заключает Александр Беляев: продолжающуюся политическую турбулентность, которая обычно находит свое отражение в дальнейшем ослаблении курса рубля.
Российские машиностроители рассчитывают на сохранение производства в 2021 году на уровне не ниже прошлого года. Факторами, которые могут притормозить темпы роста в отрасли, в «Росспецмаше» называют «беспрецедентный рост цен на металл, постоянно растущие тарифы на электроэнергию, а также увеличение цен на горюче-смазочные материалы».