В Тюменской области назревает «молочный бунт». Решение о снижении закупочных цен на сырое молоко вызвало резкое недовольство базовых производителей продукции – фермеров и владельцев личных подсобных хозяйств, для которых реализация сырья зачастую является одним из немногих источников дохода.
Примечательно, что тенденция к удешевлению натурального сырья охватила практически одновременно десятки регионов Российской Федерации, что заставило участников конфликта выдвигать различные версии происходящего вплоть до конспирологических. Пока тюменское правительство во главе с губернатором Владимиром Якушевым и чиновниками Департамента АПК ищет способы смягчить последствия непопулярных мер, их оппоненты говорят о грядущем уничтожении молочного животноводства в аграрно-промышленном регионе.
В ходе последнего заседания президиума правительства Тюменской области был рассмотрен законопроект, касающийся развития молочного производства. В ближайшее время он будет внесен на утверждение в областную думу и, с большой долей вероятности, ратифицирован. Согласно проекту закона, переработчикам молока будут частично возмещаться затраты на покупку молока второго сорта у базовых производителей. При этом стоимость литра такой продукции будет постепенно, но неуклонно снижаться в течение переходного периода, действующего до конца 2018 года.
Производителям молока станут платить меньше
Как предполагается, с 1 апреля по 30 июня стоимость молока второго сорта будет составлять 90% от цены продукта первого сорта. С 1 июля по 31 декабря она снизится до 85%. В настоящее время рыночная стоимость одного литра молока первого сорта в Тюменской области равна 18 рублям. Следовательно, второсортная продукция будет приобретаться переработчиками в апреле-июне за 16 рублей, а далее за 15. Отметим, что в 2017 году доля личных подсобных хозяйств от общего числа производителей составляла свыше 41%. 37 кооперативов закупили за год более 50 тысяч тонн молока.
Глава области акцентировал внимание на необходимости повышения качества исходного сырья, а в качестве меры поддержки назвал субсидии. «Повышение качества молока становится главной задачей. Регион подставляет свое финансовое плечо, чтобы поддержать малые хозяйства, играющие огромную роль в развитии молочной отрасли, а также сельскохозяйственные кооперативы, но надеется на обратную связь и улучшение работы молочной отрасли. Все субсидии будут привязаны только к качеству молока. Это основной критерий. Будет его рост – будут и поддержка, и хорошая цена», – резюмировал губернатор в ходе выступления.
Чиновники департамента АПК видят выход в мини-фермах
О необходимости повышения качества исходной продукции неоднократно говорил и заместитель Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области Рустем Бетляев. Профильный специалист в области животноводства еще в 2016 году обращал внимание на конфликт во взаимоотношениях переработчиков и производителей молока, прежде всего малых хозяйств. Покупатели сырья регулярно предъявляют претензии к его качеству, указывая, в частности, на большое число больных лейкозом и маститом коров в ЛПХ.
Одним из способов повышения сортности продукта чиновник называл создание мини-ферм, на которых содержится от 25 до 100 голов крупного рогатого скота. Проект, который в регионе реализуют с 2006 года, предполагает передачу животных с хорошими показателями фермерам, при этом расчет за них должен производиться молоком, соответствующим установленным стандартам. Владелец ЛПХ, претендующий на увеличение поголовья, должен обладать репутацией добросовестного сдатчика продукции и обеспечить скоту надлежащие условия. Тем не менее, на данный момент мини-ферм в регионе всего несколько десятков, а базовых производителей, не обладающих возможностями для содержания десятков животных, значительно больше, и именно по их карману ударит снижение закупочных цен.
У надзорных органов накопились претензии к производителям и переработчикам
Впрочем, претензии в Тюменской области предъявляют и к переработчикам молочной продукции. Компании нередко получают предписания об устранении выявленных нарушений от представителей Россельхознадзора. Так, летом прошлого года ведомство после исследований на базе ФГБУ «Новосибирская МВЛ» выявило в десятках проб молочных продуктов признаки фальсификата, а также присутствие бактерий кишечной группы.
Производители также не остаются без внимания аграрного надзора. В июне 2017 года на 60 суток была приостановлена деятельность животноводческой фермы ООО «Приисетье» в Исетском районе, где допускались грубые нарушения санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства, в частности, здесь отсутствовали санпропускники и дезбарьеры, сотрудники не вели учет молока, полученного от больных лейкозом коров, меры для лечения животных на предпринимались, а убой производился в необорудованных помещениях. Резонансным стал и конфликт крупного тюменского предприятия «Золотые луга», специализирующегося на переработке сырья и выпуске молочных продуктов, с Управлением федеральной антимонопольной службы. Компания, ранее внесенная Россельхознадзором в «список честных», попалась на манипуляциях с ценами при закупке сырого молока и создании дискриминационных условий на рынке. Итогом стал штраф в 14 миллионов рублей, позже по решению суда сниженный до 8 миллионов.
Субсидии из бюджета могут оказаться бесполезными
Свою оценку ситуации в молочном животноводстве, а также планам властей снизить закупочные цены на сырье, дали депутаты Тюменской областной думы, которым в ближайшее время предстоит утвердить или отклонить законопроект. Примечательно, что далеко не все парламентарии поддерживают эти намерения, в том числе и в профильном департаменте законодательного органа.
«Сегодняшняя ситуация вызвана закупкой крупных партий сухого молока и пальмового масла, запасов которых хватит как минимум на год. Как нам пояснили наши коллеги из Госдумы, в частности, Владимир Кашин (председатель комитета по аграрным вопросам – прим. ред.), изначально они предназначались для перепродажи в Казахстан, однако по каким-то причинам «осели» в российских регионах. Кило сухого молока стоит 110 рублей, что, безусловно, сулит большие доходы переработчикам. В итоге мы можем столкнуться с тем, что в хозяйствах просто начнут ликвидировать свой скот из-за нерентабельности его содержания. Цена одной стельной коровы – от 60 тысяч. А для участия в программе «5+», предполагающей поддержку, нужно, соответственно, не менее 5, при этом не больных лейкозом. Плюс затраты на корма, лечение и так далее. Считаю, что сухое молоко должно лежать в запасе, а думать надо о реальной поддержке базовых производителей», – говорит депутат областной думы, член комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям Тамара Казанцева.
Парламентарий, помимо критики, предлагает и шаги, которые с ее точки зрения, способны помочь молочной отрасли преодолеть кризис. В противном случае, полагает депутат, многомиллионные транши на поддержку производства, могут оказаться бесполезными.
«Во-первых, необходимо находить общий язык с федеральными ритейлерами, которые ведут активную экспансию в регионе, чтобы на прилавках преобладала именно местная продукция. Пока же мы видим молочку практически со всей России. Во-вторых, сухое молоко использовать только в случае крайней нехватки сырого, об этом говорят и представители кооперативов. В-третьих, субсидия для производителей должна быть постоянной и фиксированной. Далее, молоко решили оценивать по сортам. Цена на второй сорт – 16 рублей за литр, и далее она будет снижаться. Чтобы превалировал первый сорт, нужно проводить масштабную модернизацию тех же пунктов приема, где творится полное безобразие, нет даже необходимого оборудования. В свою очередь, кооперативы эти процессы должны внимательно контролировать. Закон, полагаю, будет принят, но он, на мой взгляд, многие моменты не учитывает. Значит, 160 миллионов на поддержку производителей будут потрачены впустую», – считает собеседник ПРОВЭД.
Отраслевые специалисты предлагают объединяться для защиты своих прав
Свой взгляд на текущую ситуацию обозначили и представители перерабатывающей индустрии. По мнению отраслевых специалистов, корень проблем во многом кроется в нерешенных за многие годы вопросах взаимоотношений производителей сырья и переработчиков, а также представителей власти. Дополнительную напряженность придает и закредитованность хозяйств.
«Ситуация сегодняшнего дня оптимизма, честно скажу, не вызывает. В России сохраняется дефицит производства сырого молока. Не первый год власть приглашает предпринимателей открывать новые молочные фермы. Людям говорят о важности развития сельского хозяйства и молочного животноводства, что должен быть стабильный спрос на сырое молоко, государство победит фальсификат, растительные жиры и аналоги не будут конкурировать с настоящей молочной продукцией. Предпринимателей, пришедших в отрасль 3-7 лет назад, фактически загнали в кредиты, в долги при покупке скота, постройке молочных ферм. При этом фермеры поверили в государственную программу развития сельского хозяйства, в заключенные договора и соглашения, в то, что власть не будет менять правила в одностороннем порядке, а взятые обязательства будут исполнены точно в срок. В молочном животноводстве срок окупаемости достаточно долгий – это 6-10 лет. Вместе с тем, рынок переработки у нас практически монополизирован. Если в Евросоюзе производители молока контролируют и влияют на переработчиков, то у нас владелец небольшой, средней молочной фермы – изгой.
Проблемы вас ожидают и в сбыте готовой продукции. В сетях небольшие хозяйства не ждут, мест на торговой полке на всех не хватает. Балом правят федеральные ритейлеры, как правило, контролируемые западным капиталом: байер-менеджеру нет никакого дела до натуральной продукции малых хозяйств, в том числе из-за небольших сроков хранения. Малоформатная торговля, где традиционно высок процент местных продуктов, в свою очередь, сталкивается с огромными трудностями на всех уровнях, прежде всего муниципальном, где чиновники непременно хотят что-то «получить». Пора признать: малый молочный бизнес практически не защищен, он в опасности! Полагаю, что для отстаивания своих прав фермерам необходимо объединяться, использовать доступные правовые инструменты. Сообща необходимо привлекать к диалогу региональные и федеральные власти, отраслевые союзы, общественные организации, объединения граждан. Только так можно найти механизмы взаимовыгодного сотрудничества. Потребитель хочет видеть на торговой полке честные, натуральные продукты по справедливым ценам. Чтобы пройти этот кризисный этап, необходим диалог всех участников рынка, а не перекладывание ответственности и финансовых расходов на фермеров и потребителей», – поделился с ПРОВЭД мнением координатор федерального проекта «За Честные Продукты!» Александр Бражко.
Пока же тюменским фермерам и владельцам ЛПХ предстоит приспосабливаться к «новым правилам игры». Вопрос о снижении закупочных цен на сырое молоко будет рассмотрен на заседании областной думы 19 апреля. Как рассказали изданию сами депутаты, шансов, что он не будет принят, практически нет.