Наступивший 2018 год обещает быть интересным: что будет с запасами сухого молока в ЕС, как будет развиваться потребительский спрос внутри страны, какой объем господдержки будет выделен и что будет с покупательской способностью?
На эти вопросы и свое видение развития сектора в этом году Milknews рассказали игроки рынка:
Директор по маркетингу АО "АЛЕВ" Алевтина Никитенко:
Ежегодно Росстат фиксирует падение потребления молочных продуктов: если в 90- е годы среднестатистический россиянин потреблял 380 - 390 кг в год, то к 2016 году этот показатель был уже на уровне 233 кг, и это при медицинской норме потребления - 325 кг в год. На данный момент мы также наблюдаем стагнацию молочного рынка, которая наиболее ярко проявилась во второй половине 2017 года. Главные причины падения потребления молочной продукции – снижение доходов и высокие «полочные» цены, из-за которых часть продукции многим стала не по карману. В процессе ценообразования свою роль сыграли и торговые сети, устанавливающие наценку до 70% к цене от производителя. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать введение ограничения наценки торговой сети на социально значимые продукты. К внешним факторам, сдерживающим развитие российского молочного рынка, относится импорт. За последний год рынок заполонили импортные молочные продукты, которые намного дешевле отечественных. Например, Беларусь в последние годы стала поставлять огромный объем молочных продуктов, а Армения, не имеющая достаточной сырьевой и производственной базы, за короткие сроки стала завозить в Россию широкий ассортимент сыров. Скорее всего такое импортозамещение продолжится и в 2018-м году. Нашему рынку мешает развиваться и большой объем фальсификата. Ввиду всех этих причин у российских производителей накопились стоки молочной продукции по всем категориям: сыр, масло, сухое обезжиренное молоко. И когда эти стоки расторгуются - не понятно. Поэтому, мы прогнозируем, что в 2018 году возрастет экспорт. Поспособствует этому и введение ветеринарных сертификатов. Ветсертификация выступит дополнительным гарантом на соответствие российской продукции ветеринарным требованиям, качеству и стандартам мирового рынка.
Что касается цен на молочную продукцию, то в этом году они будут во многом зависеть от того, как будет развиваться молочный сектор и на каком уровне будет платежеспособность населения. При условии падения потребительского спроса и увеличении уровня производства товарного молока, вероятно, возникновение профицита, который в свою очередь, повлечет снижение цен на сырьевое молоко. Соответственно, цены на молочную продукцию либо останутся на сегодняшнем уровне, либо станут более доступными для потребителя. Вполне ожидаемо, что из – за высоких цен, потребление молочных продуктов снизится в пользу инновационных соевых молочных продуктов, овсяного и рисового молока.
Директор Нижнекамского молочного комбината (Татарстан, ТМ «Домашкино») Сергей Игнатьев:
Молочный рынок Татарстана, как и покупательские настроения местных жителей, мало отличаются от общероссийских. Да, Татарстан традиционно более аграрная территория, чем, допустим, Дальний Восток или Урал. Но не думаю, что здесь употребляют меньше молочной продукции или меньше любят творог и сметану, чем там. Если говорить о покупательской способности, она тоже в целом такая же, как в целом по России. В предыдущие годы она падала. В текущем году ждем роста, потому что должны подняться доходы бюджетников и пенсионеров. Конечно, они вырастут незначительно. Но тем не менее, думаю, люди станут больше тратить на самое необходимое, то есть продукты питания. Соответственно, примерно на 5% - не меньше - вырастет и производство молока. По расчетам специалистов нашего комбината, цены в 2018 году на молочную продукцию расти не должны. Экономически это объясняется тем, что в прошлом году дешевело сырье, упало потребление молочной продукции. Поэтому предпосылок для роста цен нет.
Безусловно, отрасли практически всегда нужна государственная поддержка. В зависимости от тенденций развития рынка в каждый конкретный момент, она периодически требуется то производителям, то переработчикам. Я считаю, что сейчас всем пошло бы на пользу ограничение импортных поставок из стран СНГ. Для того, чтобы производители могли уверенно работать и даже развиваться, требуются молочные интервенции, то есть закупка государством достаточно большого количества молока и других продуктов для того, чтобы повлиять на рынок. Да, это вмешательство в рынок. Но, на мой взгляд, это один из наиболее оптимальных, хотя пока и непривычных для нашей страны, механизмов регулирования цен. Между тем, на Западе они давно и успешно применяются. Для России пока привычнее зерновые интервенции.
Генеральный директор ООО «Молторг» (ТМ «Пестравка») Александр Астафуров:
В 2018 году мы надеемся на сохранение темпов прироста производства молока в Самарской области при стабилизации закупочных цен на уровне лета 2017 года. Но потребление и соответственно продажи увеличатся по нашему мнению незначительно. В то же время, мы прогнозируем, что цены на молочную продукцию незначительно вырастут, в основном из-за роста стоимости ГСМ, уменьшения субсидирования производителям молока и введения системы сертификации «Меркурий».
Директор ОАО «Купинский молочный комбинат» (Новосибирская область, ТМ «Zorka) Андрей Чалдин:
Четыре года подряд в России наблюдался рост производства сырого молока и три года - падение потребления молочной продукции. Последнее понятно: снижалась потребительская способность населения. Есть мнение, что в 2018 году спрос потребителей на молочную продукцию будет падать, а цены на нее - снижаться. На мой взгляд, ситуация будет развиваться иначе: потребление и, соответственно, продажи и производство молочных продуктов вырастут на 5-7%. Дело в том, что в этом году власти анонсировали увеличение зарплат бюджетников, пенсий, различных пособий. Люди станут свободнее в тратах.
Что касается повышения цен, то сейчас в России средняя закупочная цена на молоко, по данным Росстата, составляет 24,8 рублей (причем, на Кавказе - 15 рублей, а в Хабаровске цифра доходит до 35 рублей) - это наиболее высокий показатель в мире. В последние месяцы 2017 года было отмечено резкое сокращение спроса на сырое молоко со стороны переработчиков, что в отрасли оценили, как тревожное явление. Потребитель, по цифрам того же Росстата, в среднем платит в магазине за пастеризованное молоко порядка 53 рублей за литр. Этот показатель за год прибавил 4,5%. Ценам расти больше просто некуда.
Сырье, как я уже отметил выше, дешевеет. Для того, чтобы цены на него не падали дальше, государство будет вынуждено вмешаться. В этой ситуации наиболее вероятные действия властей - ограничение импорта молока из западных стран и Беларуси.
Ситуация на рынке постоянно меняется. Если 2016 год был тяжелым для переработчиков (они оказались вынуждены платить за сырье на 20-25% больше прежнего, а поднять отпускные цены на свою продукцию не могли из-за низкой покупательской способности), то в 2018-м непросто будет производителям сырья. Им понадобится помощь из-за падения цен на сырье. Какой она должна быть, вопрос к узким специалистам - экспертам именно этого рынка.
Консультант европейского молочного рынка Эрхард Ричардс, доклад «Ситуация и обзор европейского молочного рынка»:
Первая половина 2018 будет характеризоваться увеличением производства молока, что, в свою очередь, приведёт к перманентному росту производства молочных продуктов. Как и в прошлые годы, дополнительные излишки молока в ЕС будут использоваться для производства сыра и цельного сухого молока. Выпуск масла и СОМ также будет увеличиваться в первом полугодии 2018 года.
Вне ЕС производство молока будет продолжать расти, но не так быстро, как в Европе. Внутренний спрос в ЕС будет увеличиваться скромными темпами, что в абсолютном выражении потребует значительную часть дополнительных объемов молока. Внешний спрос останется сильным, так как цены на сырьевые товары будут ближе к международным уровням (т.е. более низкими), чем в 2017 году.
Цены на масло будут демонстрировать умеренные колебания по сравнению с 2017 годом, но однозначно останутся выше уровня интервенции. Цены на сыры будут снижаться в первой половине 2018 года. Цены ЕС на СОМ и другие нежирные молочные товары (биржевые) ЕС будут самым низким за последнее десятилетие. Стоимость молочного жира лежит в основе ценового тренда на молочные продукты, но крупные запасы СОМ негативно влияют на торговлю и не оставляют места для устойчивого восстановления цен в «нежирном» секторе.
Артем Белов, исполнительный директор Союзмолоко:
Новый 2018 год мы встречаем с тенденцией стагнации на молочном рынке. Мы видим на рынке профицит молока. В первом полугодии 2018 года мы увидим рост производства товарного молока на 2-3%. Однако начиная со второй половины производство начнет сокращаться из-за того, что производители могут начать сокращать поголовье из-за неблагоприятной ценовой конъюнктуры. В меньшей степени эта ситуация коснется юга России. Думаю, что основной удар придется на самые молочные регионы - Поволжье, ЦФО. Цена скорее всего упадет довольно существенно, многие предприятия будут уходить с рынка. По итогам года увидим минус 300-400 тыс т по товарному молоку.
По структуре потребления ключевой тенденцией остается рост спроса на более доступные продукты - сырные продукты, спреды. Эти позиции очень сильно росли в предыдущие годы, но продолжают и дальше расти. Растут поставки из Украины, из Беларуси. Вторая устойчивая тенденция - рост потребления традиционной молочной продукции (молоко, кефир).
Генеральный директор ООО «Гальди» Ковтун Р.С.
Аналитики молочного рынка сходятся во мнении, что в 2018 г. тенденция снижения цены на молоко будет продолжена. На ситуацию по отрасли в целом влияют как внешние, так и внутренние факторы. Мы считаем, что вопрос цены будет зависеть от общей экономической ситуации и как следствие, платежеспособности населения.
Аналитики предполагают, что может наблюдаться активное развитие российских предприятий, появление новых проектов по модернизации и приход в сектор иностранных игроков, что приведет в конечном итоге к приросту производства товарного молока, что, в свою очередь, должно положительно сказаться на компаниях-производителях оборудования для розлива молочной продукции - чем больше молока производится, тем больше оборудования понадобится.
Генеральный директор Кубаньмолоко Константин Синецкий:
Практика показывает, что без решительных шагов в направлении отстаивания своих интересов, молочная отрасль уже в ближайшее время рискует столкнуться с такими проблемами, как дальнейшее снижение объемов производства молочной продукции вследствие недостаточного количества молока-сырья подтвержденного качества и безопасности, роста цен на него и другие сырьевые составляющие (ферменты, закваски и др.), избыточных административных барьеров, недостоверное информирование потребителей молочной продукции относительно ее качества и потребительских свойств, недобросовестное поведение сетевых ритейлеров в отношении производств, вынуждающих их снижать цены поставок ниже экономически обоснованных и перекладывающих на своих контрагентов большинство коммерческих рисков. Требует своего решения вопрос доступа честных производителей к рынку государственных и муниципальных закупок, где на сегодняшний день не редко, пользуясь правовой неопределенностью в вопросе надлежащего контроля качества продовольствия при поставках, сосредотачиваются основные потоки молочного фальсификата.
Отдельную озабоченность вызывает ситуация, связанная с неготовностью ГИС «Меркурий» к введению электронной ветеринарной сертификации подконтрольных госветнадзору грузов, создающей значительную дополнительную финансовую нагрузку на хозяйствующие субъекты и не достигающей большинства декларируемых разработчиками целей ее введения, в т.ч. отсутствие гарантий ветеринарной безопасности молочного сырья, получившего электронный ветеринарный сертификат.
Сюзан Килзби, Новозеландская фондовая биржа:
Мы ожидаем, что цены на основные торгуемые молочные продукты в 2018 году будут снижаться. Это связано с растущими объемами производства молока, которые будут фиксироваться в первой половине 2018 года, особенно это касается территории Евросоюза. Дополнительные объемы произведенного сырья будут оказывать давления на цены на сыр, сливочное масло, сухое молоко. Единственный продукт, по которому мы рассчитываем увидеть восходящий тренд, - это цельное сухое молоко. Это связано с тем, что основной объем поставляемого на рынок ЦСМ идет из Новой Зеландии, а объемы получаемого молока в НЗ в нынешнем сезоне ниже обычных значений. Это объясняется погодными условиями: весна была очень дождливой, а лето – очень сухим. В сезоне 2017-2018 Fonterra прогнозирует собрать на 3% меньше молока, чем в прошлом сезоне. Это снизит доступность цельного сухого молока для рынка и даст возможность ценам вырасти. Уже на этой неделе контракты на поставку ЦСМ заключались по более высоким ценам – до US $3000 за тонну продукта.
Дмитрий Славченко, «Иглус» (оборудование для ферм):
Можно точно предсказать, что взрывного роста молока в этом году не будет, небольшое сокращение, при этом, вполне возможно. Это связано с общей просадкой экономики в 2015-16 годах. Небольшие фермы уходят с рынка, их заменяют крупные агропромышленные холдинги, меняется качественный состав стада молочных коров в пользу высокоудойных животных. Мелких хозяйств уходит больше, чем им приходит на замену.
Потребление молока в этом году вырастет, в связи с повышением платежеспособности населения, а учитывая что мы потребляем молока и молочных продуктов в 2 раза меньше, чем в Европе, то рост будет иметь достаточно длительную тенденцию. К сожалению, этот рост часто удовлетворяется за счет растительных заменителей молока, при дефиците сырого молока, доля таких продуктов будет увеличиваться и дальше, пока не введут жесткие стандарты для переработчиков с высокой степенью ответственностью за его нарушение. Несмотря на все проблемы, новые фермы продолжат строить и модернизировать, хоть и не так много, как хотелось бы.
Переработка также меняется в пользу крупных технологичных заводов с большим ассортиментом продукции. Сейчас идет всплеск сырного производства, в текущем году эта направленность продолжиться.
Розничная цена на молоко продолжит расти, хотя происходить это будет медленно, но неуклонно. Молоко, как и хлеб, продукт социальный, поэтому государство будет регулировать наценку
Импорт молока будет идти, в основном, за счет Беларуси, через которую частично будут прогонять сухое молоко из Европы, и этот объем будет расти.
Относительно экспорта, Россия, как и прежде, будет поставлять небольшой объем кисломолочной продукции и молочных консервов в Среднюю Азию, Казахстан и Китай. Линейка кисломолочных продуктов в России обширная, но она расширится за счет появления новых сортов сыра.
В этом году, вероятно, будет увеличена господдержка молочного животноводства. Данная отрасль востребована населением, но не может развиваться без помощи государства, и при улучшении общей экономической ситуации обычно происходит увеличение финансирования.
Игорь Столяров, генеральный директор группы компаний “Си-Пи-Си” (контрактная фасовка и производство ингредиентов ):
Одним из интересных трендов, наметившихся в молочной отрасли в последние годы, является падение спроса на низкомаржинальные продукты. По данным исследования Nielsen, в период с октября 2016 по сентябрь 2017 года, продажи молочной продукции в целом снизились на 4,7% в сравнении с аналогичным периодом годом ранее. Продажи молока сократились в натуральном выражении на 2,5%, йогуртов - на 5,8%, творога на 5%. Рост продаж показывают только две категории: сливки (+2,7%) и молочные десерты (+18%). К этой категории относятся, прежде всего, йогурты и творог с различными наполнителями - то есть продукты, содержащие не только молочную массу. Именно они привлекают внимание потребителей, обладают для них дополнительной ценностью.
Производители, в свою очередь, получают добавленную стоимость. Однако далеко не все молокоперерабатывающие предприятия, особенно малые и средние, привыкшие производить традиционные молочные и молочнокислые продукты, способны самостоятельно в короткие сроки освоить создание и вывод на рынок качественных инновационных продуктов. Ведь это требует миллионных инвестиций в закупку, наладку и эксплуатацию нового оборудования, обучение, сертификацию и содержание персонала, проведение маркетинговых исследований и R&D.
Уверен, что 2018-м году вышеописанные тренды будут усиливаться. И «пусковым механизмом» осознания производителями необходимости разбивки цепочки создания стоимости может стать возможная отмена продовольственных санкций, которая обострит конкуренцию среди производителей молочной продукции и заставит особенно активно искать новые пути развития.