Хотя военный конфликт на Украине длится уже несколько месяцев, спрос на российскую пшеницу остается высоким, и никаких признаков возможного снижения экспорта в ближайшем будущем не наблюдается.
После непродолжительного снижения в начале военных действий на Украине, когда у части трейдеров возникли проблемы с финансированием и логистикой, поставки российской пшеницы остаются на обычном уровне. Хотя торговать зерном становится все труднее, российские компании и международные трейдеры, такие как Viterra, продолжают продавать большие объемы пшеницы.
Многие иностранные фирмы ушли из России, однако готовность множества трейдеров по-прежнему покупать и продавать ее зерно свидетельствует о высокой потребности, особенно с учетом того, что цены на продовольствие достигли рекордного уровня после сокращения экспорта зерна с Украины. По данным аналитической платформы Logistic OS, апрельские продажи российской пшеницы выросли втрое по сравнению с прошлым годом, хотя рост стартовал с более низкой базовой цены из-за экспортных пошлин.
Компания Viterra стала третьим крупнейшим трейдером в апреле, уступив лишь российским экспортерам – компаниям "Торговый дом РИФ" и "Астон". Глобальные торговые гиганты Cargill и Louis Dreyfus тоже экспортировали некоторое количество пшеницы, и в целом международные компании существенно не изменили свои объемы после начала российской спецоперации.
Компании, представляющие иностранный сельскохозяйственный бизнес, в большинстве своем остались в России после начала спецоперации на Украине, хотя некоторые из них уже сообщили, что не будут делать новые вложения в этой стране. Последние несколько лет они наблюдали, как их доля в экспорте российской пшеницы устойчиво снижается, а доля контролируемых государством компаний растет, поскольку правительство старалось расширить свою роль в этом стратегически важном секторе.
В рамках этого расширения государственная Группа ВТБ купила несколько портовых терминалов и предприятий и оказала поддержку отечественным зерновым трейдерам.
Даже с учетом высоких транспортных и страховых расходов российское зерно продолжает течь за границу, потому что этот сектор не попал под санкции и не подвергался такому сильному давлению с целью ограничения бизнеса, как другие отрасли российской экономики. Кроме того, сокращение поставок с территории этого пшеничного гиганта угрожает усугубить глобальный голод. В марте цены на пшеницу достигли рекордного уровня из-за опасений по поводу ее глобального дефицита.
"Пшеница пользуется высоким спросом из-за всеобщих опасений по поводу следующего сезона и плохой погоды в разных частях мира", – сказал генеральный директор московского Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько.
Россия традиционно поддерживает более тесные связи с многими странами Ближнего Востока и Северной Африки, которые зависят от ее пшеницы в наибольшей степени.
Что касается нефти, то такие производители, как BP, отказываются от участия в инвестициях, связанных с Россией, а некоторые крупные торговые дома перестанут продавать нефть из этой страны. Соединенные Штаты запретили российскую нефть, и Евросоюз хочет сделать то же самое, стремясь одновременно сократить свою зависимость и от российского газа.
У международных зерновых трейдеров есть множество активов в России. Viterra совместно с ВТБ владеет зерновым терминальным комплексом "Тамань" на Черном море, а Louis Dreyfus владеет терминалом на Азовском море. Archer-Daniels-Midland и Cargill также присутствуют в России, хотя в марте компания Bunge продала свой ростовский зерновой терминал.
Представитель Viterra подтвердил, что компания приостановила новые проекты по развитию и расширению в России, но не прокомментировал, намеревается ли она ограничивать торговлю. Cargill сослалась на предыдущее заявление о прекращении инвестиций, однако добавила, что продолжит эксплуатацию предприятий по производству продуктов питания и кормов. ADM заявила, что она ограничивает в России свои операции, не связанные с основными продовольственными товарами, и будет искать возможности закупать их в других регионах. Представители Bunge повторили, что компания прекратила все инвестиции и вспомогательную деятельность в стране с 25 марта, при этом ее текущие операции ограничиваются поддержкой отечественных фермеров и потребителей путем производства основных продуктов питания на их единственном предприятии по переработке.
Компания Louis Dreyfus никак не прокомментировала ситуацию.
Потоки пшеницы
До начала спецоперации на Украине поставки пшеницы из России сократились примерно на 24% по сравнению с прошлым годом из-за уменьшения урожая и введения ограничений на экспорт.Они шли теми же темпами, и к концу марта объемы продаж составили 26,8 миллиона тонн. По данным Logistic OS, апрельский экспорт составил 2,1 миллиона тонн.
Помимо высокого спроса на зерно, обусловленного начатой Россией спецоперацией на Украине, доходы правительства от продаж пшеницы были подкреплены еще и налогом на экспорт, который российские власти ввели для защиты отечественных поставок. Этот налог привязан к ценам на пшеницу.
Для поставок в ближайшее время некоторые трейдеры могут воспользоваться теми льготами, которые были предоставлены им в рамках экспортной квоты, – тоже введенной для защиты внутреннего рынка. Кроме того, часть поставок могла быть забронирована еще до начала военного конфликта на Украине.
Экспорт России в мае, возможно, немного снизится – примерно до 1,7 миллиона тонн, о чем сообщил Рылько, директор Института конъюнктуры аграрного рынка. Главный вопрос заключается в том, будет ли Россия экспортировать привычные объемы зерна в новом сезоне, который начнется в июле.
"Я подозреваю, что международные трейдеры попытаются сохранить бизнес на плаву, потому что Россия будет крупнейшим поставщиком пшеницы в мире", – пояснил Рылько.