Telegram Agrovesti chanel
Реклама

Татарстан трясёт от птичьего гриппа

Источник: Бизнес Online

Агрофирма «Залесный», где в ноябре из-за вспышки птичьего гриппа сожгли 175 тыс. индюшек, может получить компенсацию своих потерь из бюджета Татарстана в целых 225 млн рублей, которые позволят фермерам Мадьяровым перезапустить производство. Об этом накануне стало известно на заседании комитета по экологии в Госсовете РТ. О том, почему компенсации не удалось получить Лаишевской птицефабрике, в 2017 году сжегшей кур на 150 млн рублей, а «Индюжина» получила такое право.

Компенсация за уничтоженную птицу

Радостную новость на заседании комитета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политики Госсовета РТ сообщил начальник главного управления ветеринарии кабмина РТ Алмаз Хисамутдинов. Погоревшие на птичьем гриппе владельцы агрофирмы «Залесный» Ильнур и Нафик Мадьяровы, которые производят индюшатину под брендом «Индюжина», могут рассчитывать на компенсацию от государства.

«В Российской Федерации ситуация по гриппу птиц обострилась в июле 2020-го. Первые случаи были зафиксированы в Челябинской области, всего с начала года в стране зарегистрировано 80 вспышек в 15 регионах, в том числе в Республике Татарстан», — напомнил Хисамутдинов. По его словам, широкому распространению вируса послужило то, что он попал в дикую фауну. В РТ в 2020-м имелось пять случаев высокопатогенного гриппа птиц среди домашней птицы в Буинском, Муслюмовском, Дрожжановском и Зеленодольском районах.

В четырех случаях вирус атаковал небольшие птицеводческие хозяйства — в Буинском, Дрожжановском и Муслюмовском районах пострадали подворья, на которых птица находилась на выгульном содержании, посещала естественные водоемы, где обитали зараженные птичьим гриппом дикие водоплавающие птицы. А вот КФХ «Хайруллов М.М.» Буинского района 27 сентября 2020 года сам купил и привез в свое хозяйство зараженное поголовье уток из Батыревского района Чувашской Республики. Вся птица в зараженных хозяйствах в итоге была уничтожена. В общей сложности ущерб оценили в 5,5 млн рублей, уточнил Хисамутдинов.

Самой крупной жертвой вируса оказалось производство индейки в АФ «Залесный» в Зеленодольском районе РТ. Вспышку зарегистрировали 2 ноября 2020 года. В конечном счете там было сожжено все поголовье птицы — 175 тыс. индюшек, а также уничтожено 85 т продукции плюс яйца и корма. Подсчитанный прямой ущерб предприятия составил 225 млн рублей, сообщил Хисамутдинов.

«Поголовье не было застраховано, в том-то и беда»

Глава ведомства рассказал, что примерно за месяц до выявления птичьего гриппа во время проведения проверки в ООО «Агрофирма „Залесный“» специалисты управления Россельхознадзора по РТ выявили ряд нарушений: не организованы типовые хранилища для хранения помета, в убойном цехе отсутствует санпропускник, не установлены отпугиватели дикой птицы по периметру хозяйства, помещения для содержания птицы не дезинфицируются, термообработка кормов не проводится, по территории гуляют собаки и кошки. «Проверка проводилась до регистрации гриппа птицы на данном предприятии, и ни одно нарушение собственников не было устранено», — отметил Алмаз Гаптраупович.

Кроме того, непосредственно на территории хозяйства есть открытый водоем. «Это большая территория, там болото, которое является естественным магнитом для диких водоплавающих птиц. Отстрел дикой утки на указанном водоеме показал положительный результат на грипп птиц», — подчеркнул Хисамутдинов.

Вице-спикер РТ Марат Ахметов задал самый актуальный вопрос: было ли застраховано поголовье и выплатят ли компенсацию ущерба?

«Поголовье не застраховано, в том-то и беда. Все мы посчитали по рыночной стоимости. По „Залесному“ расчеты нам дал минсельхоз — 225 миллионов рублей», — ответил Хисамутдинов. Начальник ветуправления сослался на постановление РФ, согласно которому «если мы отчуждаем, то должны возмещать ущерб».

— Должны или можем? — переспросил Марат Готович.

— Обязаны возместить ущерб, — подтвердил докладчик.

— Даже в случае халатности [хозяина]? — удивлялись депутаты, но получили тот же утвердительный ответ.

Более того, Хисамутдинов дал понять, что сейчас отрабатывается механизм выделения компенсации.

Почему вакцинация не вариант

Ахметов также поинтересовался, нельзя ли было спасти поголовье при помощи вакцинации.

«Наука ветеринарная предполагает применение профилактической вакцины от птичьего гриппа? У того же Мадьярова в одном или двух корпусах вспышка имелась, а уничтожить пришлось все поголовье? Нельзя ли было при помощи вакцинации спасти поголовье в других корпусах?» — спросил вице-спикер ГС РТ.

«Вакцина есть, но она не очень эффективна, потому что вирус мутирует — сегодня один, завтра другой. Второе: чтобы вакцинировать, нужно разрешение главного госветинспектора РФ. А так как у нас птица быстро уходит на реализацию — через 42 дня — и очень большим объемом, то эффективность от вакцинации небольшая. К тому же привитая птица при проверке показывает положительный результат», — пояснял Хисамутдинов.

На помощь ему пришел ректор ветеринарной академии РТ Рустам Равилов. «После вакцинации против птичьего гриппа (инъекцию нужно делать каждой особи — прим. ред.) через месяц проводится [замер] напряженности иммунитета, и если меньше чем у 80 процентов птицы выявляется определенный титр антител, то ее еще раз вакцинируют. Но, к сожалению, практически никогда не получается больше 80 процентов. Как и у человека: мы каждый год вакцинируемся от гриппа, но все равно заболеваем в легкой форме. И если вирус птичьего гриппа на птицефабрике возник, он распространяется очень быстро, прививать уже не имеет смысла, так как иммунитет месяц формируется», — объяснил ректор.

Равилов считает, что вокруг очага «птички» при помощи вакцинации можно создать что-то вроде буферной зоны, но в самом очаге единственно верное — это полное сжигание поголовья.

Обращаться в течение 30и дней

В юридическом отделе управления ветеринарии РТ нам сообщили, что компенсация из бюджета РТ за уничтоженное поголовье фермерам полагается согласно постановлению правительства РФ от 26 мая 2006 года №310 «Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных», а также изданного на его основании постановления кабмина РТ от 14 февраля 2018 года №84, которым был утвержден «Порядок возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства». Данный порядок гласит: «возмещение ущерба осуществляется главным управлением ветеринарии кабинета министров РТ через подведомственные государственные организации ветеринарии» (далее — уполномоченный орган) за счет средств бюджета Республики Татарстан» и что «размер ущерба определяется решением кабинета министров РТ на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены, в иных случаях — на основании рыночной стоимости отчужденных животных и изъятых продуктов животноводства».

После заседания «БИЗНЕС Online» уточнил у Хисамутдинова, почему в этом случае средства компенсации ущерба не перечислили бывшим владельцам птицефабрики «Лаишевская», где из-за птичьего гриппа в 2017 году было сожжено все поголовье в 450 тыс. кур. Потери предприятия составили порядка 150 млн рублей.

Хисамутдинов пояснил, что для получения компенсации владельцам отчужденных животных необходимо обратиться в уполномоченный орган в течение 30 рабочих дней, но в случае с Лаишевской птицефабрикой этого сделано не было. По словам Алмаза Гаптрауповича, спустя два года бывший собственник Лаишевской птицефабрики Виктор Пашкеев все-таки подал заявление в арбитражный суд с требованием компенсации ущерба, но решения на данный момент не вынесено.

Сам Пашкеев, до которого дозвонился «БИЗНЕС Online», пояснил, что выиграл две инстанции в арбитраже, но кассационная инстанция в Казани предыдущие решения суда отменила, поэтому дело было отправлено на новое рассмотрение. Он также отметил, что постановление кабмина РТ, на которое ссылается Хисамутдинов, издано спустя почти год после вспышки гриппа на Лаишевской птицефабрике, так что сроки обращения в уполномоченный орган на тот момент установлены не были. «Они закон развернули вспять, а он, как известно, обратной силы не имеет, — говорит Пашкеев. — Главное управление ветеринарии по РТ отказывается от своих обязательств [по выплате компенсации], чем оно подобное мотивирует, мы не понимаем».

Что касается карантина в «Залесном», то он будет длиться еще 21 день. По истечении данного срока и после выполнения всех предписаний и требований контрольных органов Мадьяровы смогут перезапустить свое производство. Сами фермеры сообщили нашему изданию, что планируют перезапуск, однако от более подробных комментариев отказались.

Кроме того, Хисамутдинов заявил, что в республике ветеринарные врачи постоянно выявляют инфицированную завозную животноводческую продукцию — как высокопатогенным, так и низкопатогенным вирусом гриппа птиц. Здесь поясним, что продукция, зараженная высокопатогенным вирусом, подлежит сжиганию, а в случае обнаружения низкопатогенного вируса допускается переработка мясной продукции и ее дальнейшая реализация.

«Каждый раз мы разбираемся, продукцию обратно отправляем на переработку или сжигаем, — говорил Хисамутдинов. — В декабре только поступило четыре большие партии, а одна партия несколько фур может быть! Это ООО „Равис – Птицефабрика Сосновская“ из Челябинской области, из Пензенской области зараженная продукция постоянно поступает (на слайдах спикера, продемонстрированных депутатам, фигурировали АО „Васильевская птицефабрика“, ООО „ПензаМолИнвест“ — прим. ред.) — сейчас они уже приостановили поставки, „Васильевская“ птицефабрика из Республики Мордовия, ООО „Торговый дом „Сафрина“ из Московской области», — перечислял докладчик.

Хисамутдинов пояснил, что инфицированная даже низкопатогенным вирусом гриппа продукция представляет опасность, так как «вирус может в благоприятных условиях мутировать», а также требуются особые условия для ее переработки. Поэтому в свободную реализацию такая птица не допускается.

К счастью, на крупные птицеводческие предприятия Татарстана вирус гриппа не перекинулся. Однако, как сказал руководитель, специалисты Россельхознадзора по РТ провели внеплановые проверки «крупняков»: ООО «Птицекомплекс „Ак Барс“», СХП «Кощаковский» (Пестречинский район), агрофирма «Атабаевская» (Лаишевский район), «Челны-бройлер», КФХ «Хамадишин» (Муслюмовский район), Лениногорская птицефабрика. Причем на всех предприятиях были выявлены те или иные нарушения ветеринарного законодательства.

«Многие руководители птицефабрик считают необязательным соблюдать правила содержания птицы. Халатное отношение приводит к большому ущербу», — подытожил начальник главного управления ветеринарии.

Возможно, вам это будет интересно