Telegram Agrovesti chanel
Реклама

Куда девать кубанское зерно

Источник: Деловая газета. Юг

Реализация экспортного потенциала отечественного зернового рынка стала одной из ключевых тем сельскохозяйственного форума «Зерно России 2017», который прошел 26–27 апреля в Краснодаре. Многие участники рынка сошлись во мнении, что урожайных рекордов прошлого года в новом сезоне ждать не стоит.

Россия — крупнейший мировой экспортер зерновых культур. За прошлый сельскохозяйственный год (с июля 2015 г. по июнь 2016 г.) экспорт зерна составил 33,9 млн т, из них 24,604 млн т — пшеница. Один лишь Краснодарский край в 2016 г. собрал 10 151 947 т зерна, а итоговая урожайность составила 60,2 ц/га. Озимой пшеницы кубанские аграрии получили 8 млн 800 тыс. т, а ее средняя урожайность была равна 61,8 ц/га.

По оценкам генерального директора Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрия Рылько, по объему экспорта зерновых наша страна в этом году впервые может превысить совокупный объем экспорта всех стран. ЕС. В прошлом сезоне из–за засухи случился неурожай во Франции. Не очень хорошие урожаи были в Германии, странах Прибалтики. Как следствие — в ЕС сократились переходящие запасы зерна. Тогда как в южных регионах России, в частности Краснодарском крае и Волгоградской области, скопились колоссальные запасы пшеницы, констатировал Дмитрий Рылько.

Рекордов не будет

В этом году на юге едва ли стоит ждать новых урожайных рекордов. Свои коррективы внесла погода. Например, в Ставропольском крае из–за достаточно холодной по местным меркам зимы порядка 30% посевов озимых не закустилось. В других южных регионах на некоторых полях нет должной густоты растений. Но даже если будущий урожай зерна в 2017 г. окажется ниже прошлогоднего рекорда, то в силу больших переходящих запасов (115 млн т пшеницы в целом по России) это вряд ли как–то повлияет на экспорт, считают эксперты зернового рынка.

Краснодарский край находится в самом выгодном положении с точки зрения экспорта, поскольку напрямую граничит с Черным морем. Многие хозяйства сразу везут свое зерно на терминалы. В итоге элеваторные мощности региона не загружены и наполовину.

По оценкам директора Кубанского филиала ФГБНУ ВНИИЗ Россельхозакадемии Геннадия Ветелкина, элеваторные емкости Краснодарского края составляют лишь немногим более 4 млн т. При этом они используются лишь на 30–35% своей мощности.

Экспорт как жертва политики

Объем экспорта российского зерна может сократиться не из–за возможного снижения урожайности — в сравнении с прошлым сезоном. Причиной могут стать политическая и экономическая конъюнктура. По подсчетам Дмитрия Рылько, 35–40% всего отечественного экспорта пшеницы, приходится на Турцию и Египет. Помимо этого, значительную долю наша пшеницы страна поставляет в страны СНГ, Европы, Ближнего Востока, Северной Африки. И даже в Мексику и Вьетнам. Однако доля Турции в последние два сезона снижается, констатировал Дмитрий Рылько. К тому же, Турция, как ранее писала ДГ, с 15 марта исключила Россию из списка стран, по отношению к которым действовала нулевая ставка таможенной пошлины на ввоз пшеницы, кукурузы и подсолнечного шрота.

Серьезные опасения экспертов рынка вызывает и снижение качества зерна. По оценкам Геннадия Ветелкина, пшеница третьего класса (считается ценной — мука из нее не нуждается в улучшении и используется в пищевой промышленности для приготовления хлеба. — Ред.) в Краснодарском крае составляет всего лишь 12–15% от валового сбора. Чтобы получить зерно высокого класса, нужно вносить много удобрений. При этом средний урожай — порядка 30–35 ц/ га, а если ориентироваться на высокоурожайные сорта пшеницы — то в среднем 50 ц/га. Затраты аграриев почти не окупаются при производстве пшеницы третьего класса. Валовый сбор, который получается при производстве пшеницы 4–5 классов компенсирует затраты селян значительно больше. По мнению Ветелкина, отсутствие экономических стимулов для производства высококлассного зерна — основная причина снижения качества продукции.

На пути к единым стандартам

Как считают эксперты рынка, следует стандартизировать зерновой продукт под конкретные страны. Однако стандартов, отвечающих мировому экспорту, в России сегодня нет. Существует лишь внутренний ГОСТ, высокие стандарты по безопасности — иногда даже выше, чем где–либо в мире. Но для наращивания экспортных возможностей этого недостаточно.

Советник ФГБУ «Центр оценки качества зерна» Юрий Чистяков констатировал: «Российский рынок пока не готов к требованиям зарубежных партнеров по глубокой переработке». Сегодня наблюдается падение, например, экспорта муки. Если в 2015 г. наша страна экспортировала более 2 млн т муки, то в 2016 г. произошло снижение на 200–250 тыс. т.

Снизились и показатели экспорта пшеницы. В новом сельскохозяйственном году (16-17 г.) по состоянию на 27 марта экспорт российской пшеницы составил 21,6 млн т — минус 15% к результатам предшествующего сельскохозяйственного года.

На разнице требований к качеству зерна — отечественных и зарубежных — позиции России вполне могут ослабнуть на мировом зерновом рынке.

12–15% кубанской пшеницы — ценных сортов.

Возможно, вам это будет интересно