В 2023 году российским аграриям в очередной раз удалось добиться солидного урожая по всем основным сельхозкультурам. Не стали исключением и масличные: аналитики ожидают, что 2024 год также станет успешным, хотя ряд представителей отрасли настроен не так оптимистично. О том, как на доходность аграриев и переработчиков может повлиять введенное квотирование на импорт семян и рост себестоимости производства культур, журнал поле.рф выяснил у аналитиков рынка, фермеров, агрономов и переработчиков.
Урожайный год
По предварительным данным Росстата, опубликованным в конце декабря, урожай масличных культур, в том числе подсолнечника, сои и рапса, в России в 2023 году составил 27,6 млн тонн. При этом производство подсолнечника подросло — до 16,7 млн тонн против 16,55 млн тонн годом ранее, а сои — до 6,74 млн тонн против 6 млн тонн. Производство рапса снизилось с 4,55 до 4,2 млн в зачетном весе. Таким образом, с учетом нишевых культур есть вероятность, что рекорд 2022 года, когда было собрано 29,076 млн тонн масличных, будет побит.
Эксперты Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) полагают, что окончательные результаты по сбору подсолнечника и сои будут выше и составят 16,7 млн и 6,74 млн тонн соответственно. Эксперты пояснили, что это связано с погодой: как и год назад различные климатические перипетии не позволили аграриям полностью завершить уборку в 2023 календарном году. Около 500-600 тыс. гектаров подсолнечника и 100 тысяч гектаров сои «ушли в зиму». Эксперты также отметили, что урожай подсолнечника в новых регионах РФ значительно превзойдет прошлогодний показатель и может превысить 1,5 млн тонн.
Аналитик информационно-аналитического агентства OleoScope Кирилл Лозовой, в свою очередь, полагает, что с учетом зимней уборки валовой сбор подсолнечника в России может и вовсе превысить 17 млн тонн. По его мнению, это связано с тем, что к началу посевной прошлого года у агропредприятий по-прежнему сохранялись запасы импортных семян, которые и дали неплохой результат.
Рекорды масложировой отрасли — 2023
Исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев отмечает, что 2023 год стал рекордным по объему производства растительных масел — оно выросло на 15% и достигло 9,3 млн тонн. В том числе подсолнечного масла было произведено почти 7 млн тонн, рапсового — более 1,4 млн тонн, соевого — около 1 млн тонн. Производство шротов выросло на 14% по сравнению с 2022 годом и составило более 12,3 млн тонн.
Существенных результатов удалось добиться и в экспорте: по словам Мальцева, в прошлом году Россия вывезла масложировой продукции на 33% больше, чем в 2022-м, общий объем отправленных на внешние рынки продуктов составил 11,1 млн тонн. На экспорт отправилось 6,54 млн тонн растительных масел, 4,3 млн тонн из которых — подсолнечное. Вывоз шрота достиг 3,9 млн тонн, что на 0,9 млн тонн больше, чем в предыдущем году.
Угрожают ли квоты на семена урожаю масличных?
В конце января 2024 года правительство РФ установило временные ограничения на ввоз отдельных видов семян из недружественных стран, которые будут действовать с 12 февраля по 31 декабря. Как поясняли тогда в пресс-службе кабмина, общий объем семян, допустимый к ввозу, составит 33,1 тыс. тонн. Такой показатель рассчитан Минсельхозом исходя из потребностей российских семеноводов и с учетом баланса отечественного производства, импорта и экспорта семян.
При этом сейчас Минсельхоз оценивает сложившуюся на рынке масличных ситуацию как благоприятную. 31 января в ходе Всероссийского агрономического совещания министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев сообщил о том, что в 2024 году общая посевная площадь в стране увеличится на 300 тыс. гектаров, до 84,5 млн гектаров. Говоря о поставках семян, он отметил, что аграрии обеспечены семенами сои на 105%, рапса — на 70%. Как отметил министр, для текущего периода это «адекватные показатели».
По мнению Мальцева, в текущем году квотирование семян импортной селекции негативного влияния оказать не должно.
Независимый агроном-технолог, автор телеграм-канала Agro1ga Павел Солосёнков подтвердил: проблем с семенами сои нет. По его словам, на рынке представлено много посевного материала, как отечественного, так и импортного производства, например, компаний Saatbau и Prograin, производимых в России. Однако стоимость семян, по его словам, за последнее время выросла.
«Есть тенденция, что сои будет посеяно очень много», — добавил Солосёнков. Сложнее, по его словам, обстоят дела с семенами подсолнечника.
«Импортные семена подсолнечника есть в ограниченном количестве и стоят гораздо дороже, чем в прошлом году», — сообщил агроном. С его точки зрения, пока семена иностранных компаний, произведенные в России, обладают меньшим потенциалом по урожайности, чем собственно семена импортной селекции.
«Хотя и у наших производителей семян есть отличные показатели. Семена подсолнечника «Саванна» от компании Lidea по технологии «Экспресс» показывают результаты на уровне импорта. Я думаю, что год-два, и наши полностью заменят импортные и будут абсолютно конкурентными», — рассказал агроном.
Он отметил, что сейчас зависимость российских аграриев от импортных семян скорее психологическая, потому что все хотят получать урожай свыше 30 центнеров с гектара. В то же время российские сорта и гибриды пока показывают не столь высокие результаты.
В свою очередь Лозовой предполагает, что у аграриев все же возникают определенные сложности с закупками семян, что обусловлено уходом с рынка иностранных производителей, а также квотами на импорт.
«Но вся торговая стратегия строится заблаговременно, поэтому многие сумели справиться с барьерами, хотя и отмечались отдельные моменты, связанные с подорожанием семян», — сказал он.
Квотирование и посевные площади
Фермер из Воронежской области, автор телеграм-канала о сельском хозяйстве Никита Токмаков настроен не столь оптимистично. По его мнению, квота на семена уже начала «очень больно бить» по аграриям.
«Многих семян уже нет, причем именно иностранных производителей. Есть много наших, но пока еще масличность, устойчивость к болезням, к климатическим препятствиям у наших гибридов и сортов слабее. Сколько уйдет на устранение этой проблемы, — пять, семь, десять лет — мы не знаем», — сказал он.
Говоря о последствиях введения квот, Токмаков отметил, что в условиях ограничений крупные агрохолдинги начинают закупать большие объемы иностранных семян на несколько лет вперед. Что касается фермеров и небольших производителей, то им достается продукция уже «по остаточному принципу». По мнению фермера, это может стать причиной снижения урожайности масличных в следующем году.
Собеседник журнала согласился с тем, что на рынке наблюдается рост цен на семена, который, по его мнению, приведет к снижению рентабельности производителей.
«Я думаю, что в этом году эффект от введения квот будет не такой сильный, как дальше, но он будет все равно заметен, в основном у небольших фермеров», — считает Токмаков.
В свою очередь другой фермер из Воронежской области, автор YouTube-канала «Обычный фермер» Игорь Рожнов, уверен, что если правильно выстроить технологию, то зернобобовые — это одна из немногих ниш в агробизнесе, которая еще остается рентабельной.
«Свои сорта для Поволжья, свои для Черноземья, свои для Дальнего Востока. Также важно знать потребности локальных переработчиков — например, если рядом есть перерабатывающее предприятие, которому нужна высокопротеиновая соя, стоит подобрать сорт, который давал бы прежде всего нужные показатели по белку, хоть он и не будет показывать максимальные урожаи. Где-то — наоборот, требования по белку невысоки, так что в приоритете — общая урожайность. Также важно, какого типа жатки используются — если есть жатка с «плавающим» столом, который можно опустить довольно низко, можно выбирать сорта, в которых крепление боба низкое. Если жатки более простые и плавающего стола нет, надо подбирать сорта, где крепление нижнего боба высокое. Может быть, у таких сортов будет меньше урожайность, но и потери тоже будут меньше, а это часто выгоднее», — делится опытом фермер.
Растения надежно защищены
Другим вызовом для аграриев в 2024 году становятся ограничения по импортным средствам защиты растений. Импорт этой продукции в Россию составляет 30% от общего объема рынка пестицидов, который по итогам 2023 года оценивался в 230 тыс. тонн.
В январе Минпромторг предложил распространить механизм квотирования ввоза химических средств защиты растений на всю территорию ЕАЭС. В случае утверждения решения ограничения будут поэтапными — не более чем на 15% ежегодно до 2030 года.
Глава Масложирового союза отметил, что отрасль рассчитывает на «взвешенные решения» со стороны регулятора, которые позволят сохранить уровни производства маслосемян в 2024 году.
«Рекорды урожайности масличных последних лет стали возможны благодаря повышению уровня культуры земледелия за счет увеличения доли использования высокопродуктивных семян и применения высокоэффективных схем защиты растений, в которых используются последние разработки зарубежных производителей. Ограничение доступа к таким пестицидам снизит эффективность выращивания и приведет к неизбежному снижению урожайности», — считает Мальцев.
Как рассказал Солосёнков, пока сложностей по средствам защиты растений на отечественном рынке нет.
«И цены хорошие, и скидки, и рассрочки предоставляются. На рынке есть инокулянты от BASF, и отечественные производители конкурентоспособны. Любые действующие вещества есть, никаких проблем нет точно», — сказал он. По его словам, сейчас в отрасли работают в основном отечественные производители такие, как «ФМРус», «Август», «Союз Агрохим», «Щелково Агрохим», ГК«Шанс», которые увеличили производство и повысили качество выпускаемой продукции. У российских сельхозпроизводителей нет зависимости от импортных средств защиты растений, уверен Солосёнков.
Рынок масличных в 2024 году
Несмотря на непростые условия, в этом году Масложировой союз ожидает хороших результатов.
«С учетом прогнозов о расширении площадей под масличными, в том числе и на новых территориях, мы ожидаем сбор в зачетном весе около 31 млн тонн, если погодные условия не внесут серьезной корректировки», — сообщил Мальцев. Лозовой в своих прогнозах более сдержан. По его оценкам, с учетом перечисленных факторов, есть риски, что в 2024 урожай масличных впервые за последние несколько лет может оказаться не рекордным.
«Для масложировой отрасли, которая динамично развивается из года в год и стремится занять позицию ведущего мирового экспортера подсолнечного масла, это, безусловно, не самые приятные новости, ведь ключевой задачей по сути является удержание объемов производства сырьевой базы, особенно с учетом того, что экспортные цены на FOB все еще не так высоки, как ранее», — добавил аналитик.
Токмаков подтвердил, что его хозяйство в этом году посадит меньше сои и не исключил, что так же будут поступать и другие аграрии.
Удар по рентабельности
Масличные культуры являются самыми рентабельными в растениеводстве. В частности, по оценкам Масложирового союза, в 2023 году средняя маржинальность выращивания подсолнечника, сои и рапса составляла около 50%, плюс-минус 3% в зависимости от культуры и региона выращивания. По мнению Мальцева, в этом году она сохранится на этом же уровне, и масличные по-прежнему будут удерживать пальму первенства по маржинальности среди сельхозкультур.
Лозовой оценивает разброс по рентабельности выращивания масличных в диапазоне 20-50% в зависимости от региона, культуры, конъюнктуры рынка и других факторов.
«Ранее этот показатель был безусловно выше, но рост затрат на производство маслосемян привел к снижению маржи агропроизводителей», — сообщил эксперт. По его оценкам, в ближайшие годы рентабельность отрасли во многом будет зависеть от материально-технической базы. В частности, отметил аналитик, уже в 2024 году может произойти снижение средней урожайности масличных в связи с ростом доли отечественных семян в структуре сева.