Что россияне будут есть этой зимой?
Россия отметила годовщину введения антисанкций и курса на импортозамещение. По этому поводу впору было бы выпить шампанского. Тем более что скоро оно может исчезнуть с прилавков, и Новый год россиянам придётся встречать с пустыми фужерами. Такое развитие событий недавно предсказал бизнес-омбудсмен Борис Титов. Ну ладно шампанское, а как с едой?
Увы, новости с пищевого фронта поступают не менее тревожные. «Если хотите завалить дело – создайте комиссию» – эту известную поговорку не раз с улыбкой цитировал Владимир Путин. И тем не менее комиссии по всем значимым вопросам продолжают появляться. Так 26 августа глава государства выслушал рассказ Аркадия Дворковича о работе созданной в начале месяца комиссии по импортозамещению, в которой вице-премьер является сопредседателем. Правда, речь шла в основном о планах.
Выяснилось, что в рамках работы комиссии к 1 сентября будут созданы две подкомиссии. Одна, под руководством вице-премьера Дмитрия Рогозина, займётся вопросами оборонно-промышленного комплекса. Вторая, во главе с самим Дворковичем, сосредоточится на импортозамещении в отраслях гражданского назначения. И вот тогда первое же её заседание обязательно будет посвящено развитию сельского хозяйства. «Нужно, чтобы работа этой комиссии не была формальной, она должна быть наполнена конкретным, реальным совершенно содержанием», – дал наказ Владимир Путин.
Видимо, с опасением, что поговорка уже в который раз окажется справедливой. Но в нынешней ситуации на комиссию по импортозамещению возлагаются особые надежды. Завалить это дело – значит обречь страну на повальный дефицит и даже недоедание, вытекающие из него народные волнения и опасные беспорядки. Как считает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, мы ещё не испытали всех проблем, которые сулит кризис. По последним данным Росстата, ВВП России в первом полугодии снизился на 3,4%. Это совпало с оценкой падения российской экономики Минэкономразвития.
Ведомство считает, что по итогам года спад составит 2,8%. А в середине августа аналитики Moody's опубликовали отчёт Global Macro Outlook. Там говорится о том, что наибольшую скорость падения развили такие отрасли российской экономики, как машиностроение и производство оборудования. При этом эксперты отметили: единственный сектор, на который импортозамещение оказывает положительное влияние, – это пищевая промышленность. Казалось бы, можно выдохнуть: хотя бы голод нам не грозит! Но всё не так просто.
Праздник к нам не приходит
Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов высказал страшное обвинение в адрес главы Минсельхоза Александра Ткачёва – с недавних пор нашего главного кормильца. Мол, тот хочет лишить россиян праздника. Всё дело в инициативе главы ведомства запретить импорт виноматериала. По словам Титова, почти 9 из 10 бутылок шампанского на российском рынке или поставляются из-за рубежа, или делаются из импортного виноматериала. И эта система работает ещё с советских времён.
Тут, правда, стоит сделать оговорку. Как сообщается, Борис Титов параллельно со своей общественной деятельностью является основным бенефициаром ПАО «Абрау-Дюрсо» – одного из ведущих производителей шампанского в России. Так что, насколько можно доверять его страшилкам, ещё вопрос. Хотя и напрочь отметать их также не стоит. Эксперты утверждают: своего сырья для производства вин в России недостаточно, даже присоединение Крыма не помогает. А тут ещё ожидается плохой урожай винограда.
Похоже, шампанское на новогоднем столе и впрямь грозит стать роскошью. А к 1 сентября, как прогнозируют эксперты, на 20% подорожают цветы. В этой области с импортозамещением совсем не складывается. В магазинах уже меняют ценники на герберы и хризантемы. На очереди розы и тюльпаны. Цветы – продукция рискованная и хрупкая, поэтому фермеры вряд ли будут с ними возиться. Так что останемся без цветов... И это тоже вроде бы нетрагично, но как же без букетов и шампанского мужчины будут ухаживать за женщинами? В долгосрочной перспективе мы рискуем получить ещё и искусственно созданный демографический кризис.
Хлеб будет дорожать
Но если без цветов и шампанского жить всё-таки можно, хотя и безрадостно, то вот без хлеба – совсем никак. Тем временем падение курса рубля наводит панику на представителей агропромышленного комплекса. На прошлой неделе произошло знаковое событие: впервые российскому государству не удалось провести закупочные интервенции зерна. «Когда в магазинах дорожает хлеб, государство выбрасывает на рынок часть зерна из резерва, по сути, демпингует, и цена на хлеб устаканивается.
Но для того, чтобы что-то на рынок выбросить, надо сначала это что-то купить. А вот именно это вчера сделать и не удалось: аграрии не стали продавать урожай по нынешним ценам, потому что они оказываются невыгодными на фоне роста доллара. Какой смысл продать сегодня, если завтра доллар подскочит ещё на рубль, а послезавтра – на два?» – пишет депутат Госдумы Дмитрий Гудков. По его мнению, хлеб в России будет дорожать. «И не только он: всё продовольствие, закупаемое в Госрезерв, рано или поздно пойдёт по той же схеме.
Так и хочется припомнить правительству заявления, что доллар на жизнь обычного россиянина никакого влияния не оказывает», – иронизирует Гудков. По слухам, ретейлеры уже готовятся к подорожанию товаров, но произойдёт оно скорее всего через два-три месяца. Как правило, супермаркеты имеют некий стратегический запас и первым делом будут распродавать его. А что потом? Понятно, что все заседания комиссии Дворковича не спасут положение. А между тем данные июньского опроса фонда «Общественное мнение» свидетельствуют: 63% россиян уже начали экономить на еде.
Сахарные заводы могут встать
Но мало нам бед с курсом рубля. Министерства и ведомства умудряются на фоне кризиса искусственно создавать производителям трудности. Комиссия Общественной палаты РФ по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий забила тревогу. Минтранс изменил правила перевозки тяжёлых грузов таким образом, что это может закончиться остановкой сахарных заводов в частности и в целом привести отрасль сельскохозяйственных перевозок к коллапсу. А дело вот в чём: требования по перегрузу теперь не применяются в зависимости от километража, как это было раньше.
Положение осложняется тем, что новшество вступило в силу в разгар уборочной кампании. «Частные компании, оказывающие помощь в уборке зерновых и транспортировке урожая до элеваторов, просто подняли цены на свои услуги: если раньше грузоподъёмность машины при перевозке с поля до элеватора была до 40 тонн, то сейчас – только 20, что в два раза меньше. На продуктах питания, в российских магазинах, в скором времени могут появиться устрашающие надписи о вреде сахара И мы понимаем, что это просто коллапс для сельхозпредприятий», – говорит Евгения Уваркина, председатель комиссии ОП РФ по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий.
По её мнению, рост стоимости логистики в конечном итоге приведёт к подорожанию продукции. Ограничение вводилось с целью уменьшить вред, который большегрузы наносят дорогам. Оригинальное решение. И ещё более оригинально выбран момент для старта нововведения – уборочная страда. Можно было бы трактовать его как вредительство, но время сейчас другое, поэтому будем трактовать как глупость, хотя, конечно, вредную.
Ведь заботливость о дорогах в результате обернётся своей противоположностью. Объём перевозимой сельхозпродукции от таких ограничений не уменьшится, просто фурам придётся совершать больше рейсов, что в итоге тоже приведёт к изнашиванию дорог. Добавим сюда расход горюче-смазочных материалов, амортизацию автотранспорта и в итоге получим рост себестоимости продукции. И тут не отмажешься извинительной формулировкой «хотели как лучше, а получилось как всегда». Потому что последствия легко просчитывались.
В результате, по словам генерального директора ООО «Агросервис» Ольги Тимофеевой, из-за новых правил сахарные заводы могут остановиться уже через две недели: нововведение делает невозможной перевозку такой продукции, как патока. При этом хранить её на заводах сложно.
«Большинство цистерн, в которых мы возим патоку, рассчитаны на 40 тонн, и если мы наливаем в два раза меньше, то смещается центр тяжести, машина становится плохо управляемой. У нас уже есть прецедент, когда машина перевернулась», – говорит Тимофеева. Гори, гори, моя еда Широкий резонанс в обществе вызвало решение российских властей уничтожать продукты из санкционного списка, которые попадают в Россию в обход эмбарго. Многие недоумевали: как такое возможно в стране, которая ещё помнит голод? Звучали предложения захватить «вражескую» еду как трофей и уничтожить путём поедания. Но правительство оставалось непреклонным. Согласно специально разработанному плану решение об утилизации еды будут принимать Федеральная таможенная служба, Россельхознадзор и Роспотребнадзор.
Глава Роспотребнадзора Анна Попова поддержала идею уничтожать санкционные продукты прямо на границе. По её мнению, другого способа перекрыть путь в Россию запрещённым товарам просто нет. Роспотребнадзор ещё во времена Геннадия Онищенко был на острие политической конъюнктуры. Когда у России не ладились отношения с какой-либо страной, тут же в продуктах, импортируемых из неё, находилось что-то вредное. Хочется верить, что товары российского производства все сплошь и рядом полезные или хотя бы невредные. И нам обязательно скажут, если обнаружат в них какую-нибудь гадость.
Собственно, нам уже сказали: по данным НИИ питания РАМН, от 30 до 50% всех заболеваний в России связаны с нарушениями питания, что приносит стране убытки до 13 трлн рублей в год. Если более тщательно следить за качеством продуктов, которые продаются в стране, то можно избежать не только миллионов смертей, но и колоссальных убытков для бюджета страны. Месяц назад президент РФ поручил правительству заняться разработкой национальной системы управления качеством пищи. По цепочке вниз поручение доведено до профильных ведомств и министерств – Минсельхоза, Минпромторга, Минэкономразвития, Роспотребнадзора.
Система должна поставить заслон двойным стандартам для продуктов российского и зарубежного производств, так как сегодня контроль продуктов питания существует в двояком и взаимоисключающем виде. Он выведен из-под госрегулирования и одновременно душит рынок проверками и предписаниями, часто взаимоисключающими. Проверяющие во множестве и разнообразии обличий в ходе своих ревизий руководствуются собственной компетенцией и функционалом, часто вполне политического свойства.
Михаил ДЕЛЯГИН, экономист:
– Да, у нас тут исполнилась годовщина введения антисанкций товарищем Медведевым. В этой истории меня больше всего потрясло, что через некоторое время товарищ Медведев, премьер Российской Федерации, публично сказал, что это решение принималось не с бухты-барахты, а после тщательного и всестороннего обдумывания. Пока это не было сказано, было ощущение, что решение принималось с бухты-барахты, и тогда всё понятно, тогда нормально. В принципе у всех бывают косяки, у всех бывают чёрные дни... И вот в такой день товарищ Медведев мог принять соответствующее решение. Но, к сожалению, приходится верить премьер-министру Российской Федерации, и тогда возникает вопрос об интеллектуальных способностях и вообще адекватности не только его, но и всего социально-экономического блока российского правительства.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Требуется дуракозамещение
Когда будет создана обещанная Владимиром Путиным единая национальная система управления качеством пищи, непонятно. Понятно лишь, что ситуация остаётся неприятной и опасной. Вот свежая история.
Россельхознадзор отредактировал собственный пресс-релиз о проверке 14 образцов российской продукции. Первоначально в документе говорилось о том, что во всех образцах были выявлены нарушения фитосанитарных норм. В пробах также участвовало венгерское мясо, которое, вот досада, оказалось как раз безвредным. Однако из новой версии пресс-релиза исчезли все российские нарушения, а заодно и достоинства венгерской говядины. Кушайте на здоровье! Что это? Исправление ошибки или коррекция реальности? Зачем? Чтобы выслужиться? Но из-за каждой такой шкурной хитрости в народе тает доверие. И не к составителям пресс-релизов, а к власти.
Хорошо народ у нас терпеливый и понятливый. Что бы там ни говорили злые люди, а надо потерпеть, и мы потерпим, враг не пройдёт. Но если народу вредит не внешний враг, а родная доморощенная дурость, то о каком спасительном импортозамещении может идти речь! Прежде чем вводить антисанкции, следовало подумать о рисках, которые можно исключить, только проведя повсеместное дуракозамещение. Именно для этого в стране существует власть, и только она будет виновата, если дураки и жулики доведут Россию до голода. Они – могут, легко. Но где взять достаточное количество умных и честных? Надо искать, Россия большая, а на кону – здоровье и выживание нации.
Источник: Версия