Власти решили возродить в России сельхозкооперативы. Но решили брать не качеством, а количеством. Форсирование событий и отсутствие внятной правовой базы вызывает только негатив у фермеров, хотя о государственной поддержке кооперации они мечтали давно.
Путин сказал, значит, надо
В сентябре 2016 года на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам Владимир Путин поднял вопрос о развития сельхозкооперации в стране. Минсельхоз вплотную занялся этой темой и заявил, что в 2017 году в России появится не менее 1200 новых сельскохозяйственных потребительских кооперативов, или СПоКов. Каждый регион получил «разнарядку» − создать от 10 до 30 новых кооперативов.
Аграрии давно говорят о необходимости кооперации, но считают, что так скоро и столь масштабно этого делать не стоит.
− Надо говорить не о количестве кооперативов, а об охвате фермерских хозяйств этой кооперацией. Неважно, сколько их будет, может быть один кооператив на тысячу фермеров, а может 100 кооперативов, где по 10 фермеров. Если чиновники ставят цифры, это будет фикция вместо полезного и нужного дела, − считает председатель АККОР Ростовской области Александр Родин.
Люди сами идут в кооперацию
Глава ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Краснодарского края Виктор Сергеев рассказал ПРОВЭД, что еще в 2009 году на основе нацпроектов у них в регионе создали несколько кооперативов. Это были производственные СпоКи: фермерские хозяйства объединяли земельные площади, чтобы вместе делать севооборот, формировали общие фонды − производственные помещения, парк техники. Они сохранились и сегодня. Часть объединений не оформлена как кооператив, хотя работает по тем же принципам на основе других форм (ООО, товарищества). Появились и новые. Например, 50 виноградарей, у каждого из которых по 5 гектаров земли, объединились, чтобы совместно заниматься переработкой.
− Понемногу мы увеличиваем количество кооперативов, заинтересованность есть, есть претенденты на гранты. Например, собираются объединяться овощеводы, будут строить овощехранилище, кто-то будет цех по переработке делать − заявки есть. Но показатели по количеству − неверный ход, нельзя по нему идти. Пусть будет создано столько, сколько люди реально захотят создать. И еще важно: мы могли бы создать 20 кооперативов, но нам дают столько денег, сколько хватит на 5, − говорит Виктор Сергеев.
Крупному бизнесу кооперация не нужна
В помощь кооперативам государство выдает гранты − от 7 до 12 миллионов рублей. Но с условиями: чтобы СпоК к этому времени проработал не менее 12 месяцев, и в него уже были вложены собственные средства. Виктор Сергеев говорит, что в основном кооперативы нужны малоземельным сельхозхпроизводителям, а у них нет собственных средств, чтобы вложить их в кооперацию. У многих, особенно тех, кто выращивает не высокодоходную экспортную пшеницу, а овощи и технические культуры, низкие доходы. А крупному бизнесу кооперация не нужна.
Важно, по мнению Александра Родина, и то, как должны кооперативы взаимодействовать с крупным бизнесом. Ведь они для того и задуманы: для того, чтобы малые производители, скооперировавшись, могли в первую очередь сбывать свою продукцию. Казалось бы, то же молоко, которого так не хватает переработчикам, проще приобретать у кооператива, чем собирать по фермерам, но на практике не все так просто. И этот вопрос никак не проработан.
− На Западе, допустим, крупный бизнес уговаривает фермеров объединиться в кооператив − там такие условия. А у нас так: один наш кооператив обратился в крупную зерновую компанию с предложением совместно работать через кооператив, так они даже не ответили. Зато когда фермер один сделал такое предложение, прислали договор, но он оказался кабальным. По нему, если фирма понесет убытки, будет виноват фермер, и он же должен их компенсировать. Получается, они не хотят работать с коллективом, только напрямую с производителем − в одиночку проще объегорить, − рассказывает председатель АККОР Ростовской области.
Правил до сих пор нет
Аграрии называют также слабой стороной этой инициативы отсутствие единых четких правил: что признавать кооперативом, как, на каких принципах он должен действовать. По словам Александра Родина, правовая база должна стимулировать фермеров создавать кооперативы, а крупный бизнес – работать с коллективами фермеров, а не с одиночками.
− Инициатива хороша, но на деле нет благоприятных условий для ее развития. Заявлена внутригосударственная политика − развивать кооперацию, но под заявку ничего не сделано. Правила предоставления грантов выработаны не теми, кто заинтересован в кооперации, а чиновниками. Они подстраховались, чтобы их потом не обвинили в неэффективном использовании средств, − отмечает Александр Родин.
По данным Минсельхоза, в 2016 году в России появилось 270 новых кооперативов, в 2017-м запланировано создать в 4,5 раза больше. Но судя по цифрам в начале года, это вряд ли удастся: за первые три месяца в стране появилось всего 146 новых СПоКов.