Несмотря на опасения, регионы России собирают хороший урожай ранних зерновых культур. Например, Ростовская область стала не только рекордсменом по стране, но и побила собственный рекорд последних трех лет, собрав 12,25 миллиона тонн зерна. Однако упиваться достижениями не стоит – надо развивать переработку и наращивать объемы производства других культур: риса, кукурузы и чечевицы.
Немного порадоваться все-таки можно. Как сообщил первый заместитель губернатора Ростовской области Виктор Гончаров, рекордного урожая ранних зерновых и зернобобовых удалось добиться не только благодаря погоде.
– За счет новых комбайнов, а их работает на полях области около 10 тысяч штук, уборка прошла в оптимальные сроки. Когда сроки сдвигаются, уменьшается и количество, и качество продукции. В этом году нам удалось их выдержать, что позволило собрать урожай практически без потерь, – отметил он.
По его словам, примерно 66% урожая составляет продовольственная пшеница 3-4 класса, которая в основном уйдет на экспорт в более чем 40 стран. Регион продает за границу около 7 миллионов тонн собственного продовольственного зерна (потребность самой области – 2 миллиона тонн) и наращивает возможности по продаже пшеницы 5 класса.
Среди факторов успеха Виктор Гончаров отметил достижения науки, в первую очередь, отечественной селекции: донская дает более качественное зерно, краснодарская – более высокий урожай. А также влияние технологий: за счет использования больших площадей, чередующихся с парами – незасеянными вспаханными полями, – растениеводы получают больше урожая. На этом заслуги закончились.
Переработка и диверсификация
Проблемой номер один уже многие годы остается недостаток перерабатывающих мощностей. Известно, что сырье всегда приносит гораздо меньше дохода экономике, чем переработанная продукция.
По словам Виктора Гончарова, донской регион способен переработать сегодня 1,5-2 миллиона тонн зерна, а реально перерабатывает всего миллион. Бобовых и того меньше – около 50 тысяч тонн. Российское зерно перерабатывается в других странах, которые и получают добавочную стоимость, в частности, в Турции. Наши же мельницы устарели и нуждаются в замене на современные комплексы. Нужны также мощные элеваторы для хранения и необходимо решить логистические проблемы.
Эксперт по ценообразованию региональной торгово-промышленной палаты Юрий Корнюш считает, что для удержания мирового лидерства на зерновом рынке российским сельхозтоваропроизводителям необходимо заниматься диверсификацией – расширением ассортимента. Нужно выращивать не только самое выгодное – пшеницу, которая требует меньше затрат и времени на производство, – но и другие культуры. В частности, рис, кукурузу, сою, гречиху, чечевицу.
– Они в ценовом сегменте более выгодны, стоимость выше пшеницы-сырья и после переработки. За рубежом они будут в почете всегда, потому что на них постоянный спрос. Смотрите, что сделали краснодарцы: они хоть и собрали меньше урожай, более 10 миллионов тонн, зато повысили урожайность технических культур. Это правильно – это работа на будущее, – говорит Юрий Корнюш.
По мнению эксперта, нельзя делать ставку на что-то одно, должны быть развиты и другие направления. Потому что продукт в какой-то момент может перестать быть востребованным, и мы останемся ни с чем. Он приводит в пример подсолнечное масло, которое несколько лет назад было «задавлено» более дешевым пальмовым. Пальмы не надо сажать каждый год, поэтому производство менее затратно, и пальмовое масло заполонило весь мировой рынок. Наши хозяйственники были вынуждены уменьшить посадки подсолнечника. Сейчас, правда, снова нарастили, но сбой был, и он может случиться в любое время и в любом сегменте.
Что влияет на цены?
Размеры урожая влияют на цены внешнего рынка, а на внутренний рынок оказывают влияние экономические процессы в стране. Так, в скором времени может подорожать мука – производители заложат в ее стоимость поднятые в июле тарифы на ЖКУ. Цена также зависит от упаковки: чем больше фасовка, тем ниже цена. Например, пшеничная мука высшего сорта в фасовке по 25 килограммов стоит примерно 15,5-16,5 рубля за килограмм (1 сорта – 14,5 рубля), в упаковке по 10 килограммов – уже 18 рублей за килограмм, а в упаковке по 2 килограмма – 24 рубля за килограмм.
Скажется на стоимости и так называемое обеление зернового рынка, правда, коснется это не потребителей, а сельхозпроизводителей и трейдеров, причем по первым ударит сильнее. Дело в том, что аграриям придется переходить на работу с НДС, а это дополнительные расходы, к тому же для расчетов нужно будет вводить ставку бухгалтера. Компенсировать затраты будут повышением стоимости продукции. Раньше было примерно так: фермер продавал пшеницу, допустим, за 7,2 рубля за килограмм без НДС, теперь вынужден за 8 рублей с НДС.
На внешнем рынке цены зависят, прежде всего, от спроса и предложения: много товара – ниже цена, и наоборот.
– Сегодня на мировом рынке снижения объемов не ожидается, но есть тенденция к их увеличению. Россия продаст более 38 миллионов тонн зерна, это станет понижающим фактором для цены, – говорит Юрий Корнюш.
Вторым фактором влияния остается валютный курс. Для российского экспорта выгодно, когда высокий курс доллара. Сегодня контракты подписываются по цене более 180 долларов за тонну, но трейдеры надеются, что рубль ослабнет. Есть разница – продать по 180 долларов за тонну пшеницы при стоимости 57 рублей за доллар либо при курсе 60 рублей за доллар.