Размер квоты на экспорт зерновых культур из России, предложенный Минсельхозом РФ, соответствует оценкам экспортного потенциала страны во второй половине 2020-2021 сельхозгода, но механизм ее распределения способен дестабилизировать внутренний рынок, поскольку ограничивает возможности свободной конкуренции, считают эксперты, опрошенные РИА Новости.
Правительство РФ с 1 апреля по 30 июня 2020 года включительно вводило квоты на экспорт ряда зерновых культур из России. Объем квоты составлял 7 миллионов тонн. В эту среду Минсельхоз РФ предложил установить новую квоту на экспорт зерновых культур из России с 15 февраля по 30 июня 2021 года: ее объем может составить 15 миллионов тонн, а действие ограничений будет распространено на поставки пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы.
"Это нормальный объем для рынка: если экспортный потенциал РФ по зерну, без зернобобовых, в этом сезоне оценивать в объеме 50 миллионов тонн, как это и озвучивал Минсельхоз, включая поставки на 33 миллиона тонн к январю, то на период с февраля по июнь приходится объем в 15 миллионов тонн, сопоставимый с предлагаемым размером квоты, которая оговаривает поставки вне стран ЕАЭС, куда может быть экспортировано до 2 миллионов тонн", - сказал директор департамента стратегического маркетинга аналитического центра "Русагротранс" Игорь Павенский.
Также квоту предполагается распределять между экспортерами на основании объемов их поставок в первую половину текущего сезона - с 1 июля по 31 декабря 2020 года. Правила предполагают ее использование на основании разовой лицензии на экспорт зерновых культур.
"Лицензирование, распределение по каким-то правилам – однозначно негатив для российского растениеводства, для российского сельхозпроизводителя, у которого из-за этого может снижаться число покупателей. А если говорить долгосрочно, любые новые лицензирования и ограничения - это угроза достижению ориентиров по аграрному экспорту", - считает директор аналитического центра "Совэкон" Андрей Сизов.
Он напомнил, что квота в предыдущем экспортном сезоне была введена на опасениях "чрезмерного" вывоза зерна при высоком спросе в период коронавирусной пандемии. Сейчас же нет никаких оснований для введения новых квот, считает эксперт.
"Все будет нормально, рынок работает, а обычный экспорт без квот идет обычно, только пока он рентабелен. Если сокращается предложение зерна внутри страны, цены растут до тех пор, пока экспорт не перестает быть рентабельным, после чего он останавливается, как все и происходило в предыдущие 20 лет. Рынок сам себя регулирует. Поэтому квота не нужна. Надеюсь, это предложение принято не будет", - сказал Сизов.
Он также подчеркнул, что Россия входит во Всемирную торговую организацию (ВТО), и до сих пор выполняла соответствующие обязательства. "Страна, являясь членом ВТО, не может вводить квотные ограничения, за исключением каких-то экстраординарных событий – например, угрозы массового голода. Но пока мы говорим о крупнейшем экспортере пшеницы в мире, рассуждать о квотах довольно странно", - заметил Сизов.
Крупный станет ещё крупнее
Вице-президент Российского зернового союза (РЗС) Александр Корбут считает, что распределение квоты по историческому принципу, с одной стороны, исключает ситуацию прошлого года, когда квоту брали и передавали, оперируя таможенными декларациями, но, с другой стороны, из-за отсутствия ее свободного объема "мы получаем очень ограниченный круг экспортеров, количество которых у нас и так сокращается".
По оценкам РЗС, в прошлом сезоне пшеницу из РФ вывозило 62 компании, но после введения квоты этой весной число участников экспортного рынка сократилось сначала до 24, а потом - до семи.
"Это означает сокращение уровня конкуренции: чем меньше экспортеров, тем выше их возможное давление на сельхозпроизводителей по продаже зерна, а также не очень здорово и для импортеров, которые любят выбирать цену. Крупный становится еще крупнее, а тому, кто находится на седьмой или восьмой позиции, будет все сложнее вырваться на вторую или третью, как бы активно он ни работал", - отметил Корбут.
"Поэтому если кто-то хочет экспортировать во второй половине сезона, ему надо забыть о ценах и срочно нагонять объемы, а это будет уже дестабилизация рынка. А если была бы свободная квота, хотя бы процентов 30, то этой ситуации уже не было. Возможно, подход будет пересмотрен", - добавил он.
"С учетом того, что вводится исторический принцип, у экспортеров может быть желание вывезти сейчас, чтобы получить большую квоту, и я не удивлюсь, если объемы квоты не будут полностью выбраны, так как кто-то постарается вывезти больше сейчас или в январе и до середины февраля, когда экспорт еще не будет квотирован", - соглашается Сизов.