Эксперты: Бурный рост сельского хозяйства в России — следствие масштабных «приписок» и ошибок статистики

Эксперты: Бурный рост сельского хозяйства в России — следствие масштабных «приписок» и ошибок статистики

Источник: РОСБАЛТ

Бурный рост сельского хозяйства в РФ, о котором в течение многих лет отчитывался Росстат, на деле оказался на 30% «приписками» и ошибками статистики, утверждают эксперты РАНХиГС.

В декабрьском «Мониторинге экономической ситуации» аналитики отмечают, что более 10 миллионов тонн сельхозпродукции — от мяса и молока до овощей и фруктов, — которые упоминались в официальных отчетах и позволяли чиновникам заявлять о настоящем буме в секторе АПК, — никогда не существовали.

Эксперты пришли к выводу, что масштабные «приписки» выявились в ходе Всероссийской сельскохозяйственной переписи. Так, в денежном выражении объем реально произведенной сельхозпродукции в стране оказался меньше декларируемого на 542 миллиарда рублей.

Сначала Росстат оценивал рост сельхозпроизводства в 2012—2017 годах в 20,7%, но после корректировки показатель уменьшился до 8,7%. Кроме того, были пересмотрены данные за предыдущие 20 лет (с 1996 года). И они оказались существенно ниже изначальных оценок. В результате возник эффект низкой базы и 5-летний рост составил 14,7%, что все же на треть ниже, чем сообщалось изначально, утверждают эксперты РАНХиГС.

Согласно докладу, производство молока оказалось на 3,4%, или миллион тонн меньше, чем Росстат рапортовал последние пять лет. Сбор овощей и бахчевых культур пересмотрели вниз на 17,2%. «Приписки» в производстве фруктов и ягод составили 8,2%, отмечают аналитики.

Что касается данных по сбору картофеля, то здесь разница между фактическими и декларируемыми цифрами составила целых 35,9%.

Если же учесть «исправленную» статистику за последние 17 лет, то сбор картофеля в России не растет, а падает, и накопленным итогом обвал достигает 42%, сетуют в РАНХиГС.

По исходным данным в РФ в 2000 году производили 34 млн тонн картофеля, а к 2007-му увеличили сбор до 36,8 млн тонн. После переписи 2006 года цифры поменялись. Выяснилось, что за указанные годы наблюдался не рост, а падение до 27,2 млн тонн, то есть на 230 тысяч тонн в год.

Согласно докладу, после 2007 года, по отчетам Росстата, снова был рост, а после переписи 2016 года данные опять скорректировали. Оказалось, что в 2017 году валовой сбор составил не 29,6 млн тонн, а только 21,3 млн. Также за этот период наблюдалось падение производства: «по сравнению с исходными данными за 2007 год на 15,5 млн тонн, по сравнению со скорректированными — на 5,9 млн тонн».

Главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС Василий Узун обращает внимание на то, что Росстат 17 лет отчитывается о росте производства, но на 2017-й год оно оказывается в 1,6 раза ниже, чем в 2000 году. Удивительно и то, что пересматриваются данные не только по личным подсобным хозяйствам, которые действительно трудно поддаются учету, но и цифры по сельхозорганизациям (СХО) и крестьянским хозяйствам, добавляет он. Цифры искажаются исключительно в сторону увеличения.

«У руководителей хозяйств и собственников заинтересованности в этом вроде бы нет. Наоборот, высокие показатели могут привести к росту налогов и других платежей. Однако сохраняется такой интерес у руководителей более высокого ранга. Областное руководство должно отчитаться о выполнении индикаторов госпрограммы, от этого зависит размер государственной поддержки», — приводит слова эксперта Finanz.

Реклама

Возможно, вам это будет интересно