Группа «Русагро» сообщила о покупке 22,5% группы компаний «Агро-Белогорье». Ранее эта доля принадлежала Александру Соловьеву, бывшему председателю Центрально-Черноземного банка Сбербанка. Соловьев подтвердил «Ведомостям» продажу доли. У основного владельца «Агро-Белогорья», депутата Белгородской областной думы Владимира Зотова, по-прежнему 72,5%, у гендиректора группы Ларисы Ковалевой – 5%.
Под управлением «Агро-Белогорья» 20 свинокомплексов, зерновые компании, комбикормовые заводы и другие активы в Белгородской области. В 2018 г. «Агро-Белогорье» занимало 3-е место среди производителей свинины в России с долей 5,3%, выпустив 219 000 т в живом весе, согласно данным Национального союза свиноводов, доля рынка у многолетнего лидера «Мираторга» – 10,2% (423 000 т). Земельный банк белгородской группы – 111 000 га, по данным BEFL на апрель 2019 г. Консолидированные финансовые показатели она не раскрывает. За 2017 г. (более поздних данных нет) Forbes оценивал выручку «Агро-Белогорья» в 70 млрд руб., что позволяло ему занять 133-е место среди крупнейших российских частных компаний.
Сама «Русагро» – один из крупнейших российских агрохолдингов, ее контролирует семья экс-сенатора от Белогородской области Вадима Мошковича. «Русагро» – лидер на рынке маргарина, замыкает тройку среди производителей сахара в России, а также занимает 4-е место по производству свинины. В 2018 г. агрохолдинг выпустил 205 000 т свинины, его доля среди производителей – 5,3%, по данным Национального союза свиноводов.
Сумму сделки стороны не раскрыли. 22,5% «Агро-Белогорья» могут стоить около 17 млрд руб. до вычета долга, подсчитал управляющий партнер Peregrine Capital Николай Габышев.
Соловьев объяснил выход из «Агро-Белогорья» необходимостью дальнейших инвестиций в медицинский бизнес: его компания «Олимп здоровья» владеет двумя клиниками в Воронеже. В планах – строительство в Воронеже одного из крупнейших в стране центров реабилитации больных с проблемами с опорно-двигательной системой и сердечно-сосудистыми заболеваниями, рассказал бизнесмен. Сельское хозяйство ему, напротив, менее интересно: за последние 15–20 лет проблема импортозамещения в России по основным продуктам решена, объясняет он.
«Русагро» рассчитывает на расширение сотрудничества с «Агро-Белогорьем» и «реализацию синергетического эффекта». Правда, в чем заключается этот эффект, представитель агрохолдинга не пояснил. Сотрудничество позволит компаниям оптимизировать издержки, таким образом им будет легче конкурировать на рынке и выстраивать отношения с покупателями и поставщиками, рассуждает аналитик «ВТБ капитала» Николай Ковалев. Миноритарная доля позволит агрохолдингу Мошковича участвовать в корпоративной жизни компании: войти в совет директоров, участвовать в принятии решений о дальнейших инвестициях, получать дивиденды и проч., добавляет Габышев.
Он не исключает, что «Русагро» вошла в капитал белгородской группы в расчете на дальнейшее увеличение своего пакета до контрольного. Такого же мнения и Ковалев: для «Русагро» это скорее стратегическая инвестиция. Запрос в «Агро-Белогорье» на имя Зотова остался без ответа.
Внутренний рынок свинины насыщен собственным производством, основная возможность роста для компаний – сделки по слиянию и поглощению, считает Ковалев. Тем более что рынок не консолидирован: на топ-10 крупнейших компаний, владельцев современных свинокомплексов, приходится менее 50% всего производства, напоминает он. Россия практически полностью обеспечена свининой – импорт в потреблении в 2018 г. составил 2,5%, а экспорт был практически равен импорту, указывает руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Наращивать долю на рынке, увеличивая производство, становится нецелесообразным, поэтому процесс консолидации будет более активным, говорит эксперт.
Представители «Мираторга» и номера два на рынке свинины, группы «Черкизово», на запросы «Ведомостей» не ответили.