Telegram Agrovesti chanel
Реклама

Александр Печерский: В Перми мы увидели перспективный для себя рынок

Омская группа компаний «Синергия» планирует к 2020 году запустить в Перми новое масштабное производство на базе государственного «Пермского свинокомплекса».

Акционером группы является известный бизнесмен и депутат Законодательного собрания Омской области Сергей Головачев. ГК «Синергия» собирается привлечь в проект инвестиции в сумме 8 млрд рублей. Об этих планах «ДО» рассказал генеральный директор ЗАО «Группа Синергия» Александр Печерский.

Александр Владимирович, как сообщали пермские СМИ, в октябре 2015 года власти края заключили с вами договор долгосрочной аренды. Что он предполагает?

— Сначала мы зашли на один из комплексов, попробовали свои силы. Это государственное предприятие, находящееся в собственности Пермского края. А затем мы заключили с властями края договор долгосрочной аренды всего имущественного комплекса АО «Свинокомплекс Пермский». С этого момента в нашу собственность перешло все поголовье свинокомплекса, мы взяли полностью весь персонал, фактически, вся операционная деятельность свинокомплекса находится теперь под нашим управлением.

Что касается грандиозных планов, то не секрет, что свинокомплекс находится в не очень устойчивом финансовом состоянии, имеется большая долговая нагрузка. На первом этапе, который будет длиться 1,5 — 2 года, мы выведем предприятие из кризисного состояния. На следующем этапе у нас есть планы произвести модернизацию свинокомплекса. Учитывая его размеры, суммарный объем инвестиций составит примерно 4 млрд рублей. Концепцию реконструкции мы еще разрабатываем. Мы либо просто реконструируем имеющиеся активы, либо часть производства придется построить заново, если это будет более экономически выгодно.

Современные технологии позволяют на порядок снижать затраты электроэнергии, тепла, воды, не требуют такого количества персонала, который задействован сейчас в производственном процессе. Имея эти высвободившееся ресурсы, мы планируем построить птицефабрику по выращиванию индейки и небольшую бройлерную птицефабрику, это еще 4 млрд рублей. Сейчас там есть цех переработки, который мы планировали развивать — построить новое более мощное производство или реконструировать существующее. На текущий момент здесь имеется много вспомогательных объектов, которые в долгосрочной перспективе не будут востребованы. Но это хорошие добротные здания, в которых можно размещать разные производства.

Видимо, эти разговоры об оптимизации вызвали волнение коллектива предприятия, когда вы заключили договор аренды. Люди стали переживать из-за сокращений и долгов по зарплате, можете прокомментировать?

— По сути, ситуация с заработной платой, наоборот, значительно улучшилась. Она выплачивается в сроки, установленные законодательством, кроме того, мы полностью рассчитали людей по прежнему месту работы, когда заключили договор и у них сменился работодатель. Но сегодня на предприятии без кардинальных перемен не обойтись. На текущий момент мы проанализировали эффективность работы ряда подразделений, которые там традиционно присутствовали. И некоторые из них мы решили закрыть из-за экономической нецелесообразности. Но при этом было принято решение увеличить объемы переработки мяса. Фактически мы прекратили продажу живого скота, в разы сократили продажу мяса на кости и ставим задачу увеличения объема колбасной продукции, деликатесов, полуфабрикатов. Соответственно, люди из одних подразделений переходят в другие. Конечно, это перемены и стресс, у коллектива есть определенная реакция. Но все подразделения работают в штатном режиме, проблем и забастовок нет. Есть отдельные люди, которые высказывают свое недовольство — сегодня это стало возможным с помощью интернета. Но эта информация может быть необъективной. Повторю, задолженности по зарплате перед персоналом на сегодня нет.

Усилился импорт свинины из Бразилии, которая девальвировала свою валюту. В Россию приходит блочная замороженная свинина, которая используется в сегменте В2В переработчиками. В итоге цены на свинину в нашей стране упали на 20-25%.

Уже известно, кто обеспечит заявленный объем инвестиций в 8 млрд рублей?

— Пока еще нет. Но мы сейчас очень плотно работаем с Россельхозбанком, будем обращаться в другие банки. На сегодня это пока еще планы, которым суждено либо не суждено осуществиться. Первый этап реализации проекта — нужно решить вопрос с финансовым оздоровлением предприятия. Мы договорились с кредиторами, получили от них согласие на реструктуризацию задолженности. То есть, у нас есть все шансы, чтобы предприятие смогло начать работу рентабельно, отдать свои долги. А когда нет проблем с рентабельностью, то нет проблем и с заимствованиями.

Что касается этого долга «Пермского свинокомплекса» перед неким кипрским оффшором в 680 млн рублей, который вы обязались погасить, откуда взялась эта задолженность?

— Это дело прошлое, я не хотел бы давать какую-то оценку данным процессам. Но долг подтвержден судебными решениями. Его особенность в том, что долг был номинирован в иностранной валюте — долларах. А учитывая состояние на валютном рынке, это позволяло бы и дальше увеличивать долг в рублях. Поэтому мы договорились о фиксации суммы в том состоянии, в котором он сейчас находится, и долг больше не растет. Есть график возврата средств, который позволяет предприятию комфортно работать и прекратить все суды.

Хотелось бы поподробнее узнать о механизме вашей работы в Перми.

— Было создано ООО «Пермский свинокомплекс», в котором задействован весь персонал по всем направлениям деятельности. Это предприятие входит в ЗАО «Группа Синергия». Мы — вертикально интегрированный холдинг, у нас в Омске есть 9 тыс. га земли и элеватор с железнодорожными путями. Мы работаем по классической схеме «от поля до магазина». На сегодня 15% потребностей «Пермского свинокомплекса» в зерне мы закрываем со своих полей, а предприятие уже занимается переработкой и реализацией продукции. У нас есть небольшая фирменная розница, через которую продается порядка 20% готовой мясной продукции. Кроме того, имеются представительства в других городах Пермского края.

А не далековато везти зерно из Омска в Пермь? У предприятия ведь тоже имеются свои сельхозугодья.

— Пермский край — это промышленный регион, а не зернопроизводящий. Там 2,6 млн жителей, которые в основном живут в городах. Валовый сбор урожая в крае — порядка 400 тыс. тонн зерновых. А только наша потребность — около 60 тыс. тонн. Практически все сельхозпредприятия там работают на привозных кормах. А в Омской области при валовом сборе в 3,4 млн тонн — явный профицит зерна. У нас и цена на зерно значительно ниже, чем в Перми, поэтому нам его выгодно везти с нашего элеватора. Также мы везем зерно из Курганской области и других регионов, где есть избыток зерна и выгодная цена.

Вообще, предприятие заинтересовало нас тем, что Пермский край — это большой рынок сбыта, а «Пермский свинокомплекс» — это практически единственное свиноводческое предприятие края, 80% рынка производства свинины. И в этом мы видим перспективный для себя рынок. В текущем году мы уже произведем 20 тыс. тонн мяса в живом весе.

Однако лишь раньше «Пермский свинокомплекс» входил в топ-20 крупнейших в стране, но после 2012 года уже выпал из этой обоймы.

— Это связано с тем, что на рынке появились новые игроки в рамках приоритетных национальных проектов. Это такие мощные компании, как «Мираторг», «Русагро», «Агропромкомплектация», «Сибирская аграрная группа». Еще 5-7 лет назад их не существовало, а сейчас компания «Мираторг» занимает 12% доли рынка в России. Самые крупные игроки — в европейской части страны, где населения больше, и этих людей надо кормить. Советская экономическая модель, когда строили предприятия-гиганты где-то за Уралом и потом эшелонами везли их продукцию, уже давно не существует.

В 2014 году у «Пермского свинокомплекса» был чистый убыток 198 млн рублей, а какие результаты планируется получить за 2015 год?

— Я думаю, предприятие будет прибыльным. Мы анализировали показатели за полугодие, и уже тогда предприятие имело плюс 90 млн рублей. Хотя ситуация на рынке стала несколько хуже, усилился импорт, в частности, из Бразилии. Эта страна девальвировала свою валюту и импорт оттуда стал выгоден. В Россию приходит так называемая блочная замороженная свинина, которая используется в сегменте В2В переработчиками. Соответственно, спрос на охлажденную свинину с собственных свинокомплексов снижается. В итоге цены на свинину в нашей стране упали на 20-25%, но, тем не менее, текущие цены довольно справедливы. Предприятие может и должно работать с прибылью.

Свинокомплекс строился несколько десятилетий назад и имеет те же проблемы, что и другие предприятия такого возраста. Высказывались опасения, что из-за неблагоприятной эпизоотической ситуации здесь придется снимать верхние слои грунта, а все здания сносить и строить заново.

— Ветеринарные риски существуют везде, но в данный момент предприятие организовано довольно хорошо и имеет третий компартмент — уровень биологической защищенности. В свое время пострадало и много новых предприятий, которые имеют высшую степень защиты — четвертый компартмент.

Что касается разговоров о полном сносе старых зданий, мы будем это серьезно анализировать. Коренная модернизация по некоторым видам деятельности будет значительно дешевле, чем новое строительство. А на текущий момент эпизоотическая ситуация там неплохая, нам удается ее контролировать. Поэтому вариант реконструкции вполне возможен.

В итоге, с чем планируете подойти к 2020 году?

— К этому времени мы планируем выйти на объем производства свинины в живом весе 33 тыс. тонн. Мы считаем, это позволит предприятию жить устойчиво, а дальше будем оценивать.

Что касается птицеводческого направления, производства индейки в Пермском крае пока нет, эта продукция привозная. По бройлерам там есть крупная Пермская птицефабрика, которая входит в небезызвестный холдинг «Продо». Бройлерное производство мы хотим построить, в первую очередь, для мясопереработки. Это не будет связано с торговлей птицей. Мы бы хотели использовать бройлеров для выпуска колбасной деликатесной продукции и делать целую линейку товаров.

Получается, на федеральном уровне вы будете конкурировать с «Омским беконом», предприятием, в котором раньше работали?

— Нет, мы прежде всего нацелены на Пермский край. Уже сейчас более 60% продукции реализуется на домашнем рынке. Если будут какие-то излишки и выгодная цена в том или ином регионе, будет вестись реализация и туда. Вопрос конкуренции, на мой взгляд, объективен. Нам достался от предков «Омский бекон» — лидер, флагман и т.д. Свои позиции в регионе он не потеряет. Это по-прежнему значимое, надежное предприятие.

Власти Пермского края также хотят создать на базе «Пермского свинокомплекса» агропарк. В чем суть этой идеи?

— У предприятия есть 20 тыс. га земли. Перспективные участки мы уже определили для своих целей. Но это большая территория, на которой можно развивать и другие производства. На текущий момент мы сдаем ряд земель в аренду сельхозтоваропроизводителям. Однако земли там уже около 10 лет не возделываются, сельскохозяйственное производство рискованное. Но в принципе, создать агропарк на этой территории возможно. Это эффективное и грамотное решение со стороны правительства, но не всем должны заниматься мы.

А каковы планы по поводу агрокомплекса «Ударный», который находится в Омской области?

— Агрокомплекс «Ударный» находился на санитарном разрыве, мы его останавливали на полгода, потому что до этого он 10 лет работал непрерывно. На текущий момент он специализируется на откорме животных. И в этом году мы бы хотели получить до 3 тыс. тонн мяса в живом весе.

Также у нас в Горьковском районе еще есть комплекс КРС на 800 голов постройки конца 1970-ых годов, он тоже сейчас остановлен — собственник принял решение по его реконструкции. Мы активно разрабатываем предпроект, определяем концепцию реконструкции и хотели бы к 2017 году вывести его на полную мощность. Задача — произвести реконструкцию под 1200 дойных коров. Учитывая, что в Горьковском же районе у нас есть молзавод и порядка 6 тыс. га земли, у нас получается предприятие замкнутого цикла. Так что наши ближайшие планы в Омской области — развивать молочный бизнес. В условиях дефицита высококачественного молока молзаводу существовать очень сложно.

В масштабах области это является крупным инвестиционным проектом?

— Да, довольно крупным. Мы будем получать примерно 20 тонн молока в сутки, перерабатывать и реализовывать. Не скажу, что число гигантское, но, наверное, за предприятиями-гигантами будущего уже нет.

Досье

Александр Печерский родился 12 ноября 1973 года в селе Чкалове Кокчетавской области (Казахстан), где и окончил среднюю школу.

В 1995 году окончил Омский государственный аграрный университет по специальности «Зооинженер». В ноябре 1994 года начал работать на Чунаевском свинокомплексе (ОАО «Омский бекон»). Сначала был старшим оператором ночной смены, а в феврале 1997 года назначен начальником участка доращивания.

В 2000 году участвовал в президентской программе по подготовке менеджеров АПК. Получил второе образование по специальности «Менеджмент» в Российской академии кадрового обеспечения АПК.

В январе 2002 года был переведен в ОАО «Птицефабрика «Сибирская» на должность главного зоотехника, а с апреля 2002 года стал начальником бройлерного комплекса.

В июне 2003 года назначен на должность заместителя генерального директора, а ноябре 2005 года исполняющим обязанности генерального директора ОАО «Птицефабрика «Сибирская», и в феврале 2006-го утвержден в этой должности. С 14 октября 2009 года — региональный управляющий директор омского филиала ООО «ПРОДО Менеджмент». С 10 августа 2011 года по февраль 2014 года — директор ОАО «Омский бекон» (Лузино). Далее — директор по развитию бизнеса агропромышленного холдинга «ПРОДО» (в Омской области).

С 24 февраля 2015 года — генеральный директор ЗАО «Группа «Синергия».

Источник: agroru.com

Возможно, вам это будет интересно