В этом году в целом нет существенных сбоев в выплате господдержки, средний уровень доведения средств достигает 85%. Хотя в некоторых регионах показатели заметно ниже. Возникающие проблемы могут быть связаны со сложным администрированием большого числа субсидий, а также с дефицитом бюджетов. Не исключено, что из-за этого часть обязательств перейдет на следующий год
Субсидии могут не играть определяющей роли в операционной деятельности агропредприятий, но когда деньги от государства положены, сельхозпроизводители хотели бы оперативно их получать. Если средства выделены, то хозяйства закладывают их в финансовые планы, рассчитывая в том числе обслуживать кредиты. «Банкиры у нас не спрашивают, перечислили нам господдержку или нет. Поэтому всегда хотелось бы точно знать, будут ли субсидии, и если да, то когда и в каком объеме», — говорит финансовый директор тепличного комплекса «Овощи Краснодарского края» Алексей Коновалов.
Финансовая дисциплина неодинаковая
Вопрос своевременного доведения субсидий до регионов поднимался в марте этого года на заседании правительства. Тогда министр сельского хозяйства Александр Ткачев отметил, что сельхозпроизводители жалуются на задержку выплат, а глава кабмина Дмитрий Медведев потребовал от Минсельхоза и Минфина в трехдневный срок разобраться в ситуации и перечислить деньги.
По данным Минсельхоза на 13 октября, средства федерального бюджета, направленные на предоставление господдержки, в среднем были освоены на 95,8%, региональных бюджетов — на 73,9%. Однако в некоторых регионах показатели заметно ниже среднего. Например, менее половины предусмотренных региональных выплат было перечислено в Костромской (38,6%), Саратовской (47%), Сахалинской (19,2%) областях, в республиках Марий Эл (44,1%), Калмыкия (26,3%), Дагестан (45,1%), Ингушетия (12,4%), Кабардино-Балкария (34,5%). Процент доведения до сельхозпроизводителей федеральных субсидий в некоторых из этих регионов также хуже, чем во многих других. Например, в Ингушетии, где самый низкий показатель выплат региональных средств, федеральные деньги освоены на 87,2%.
Тем не менее регионы указывают на соблюдение сроков выплат. Так, например, Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области в ответ на запрос «Агроинвестора» уточнил, что средства областного бюджета на 1 октября 2016 года были освоены на 75,7%, федерального — на 42,4%. Деньги доводятся «в сроки, установленные порядками о предоставлении субсидий», отметила и. о. начальника Департамента Анна Беляевская. В случае принятия решения о предоставлении субсидии деньги в течение десяти рабочих дней перечисляются на расчетные счета получателей, следует из ответа Министерства сельского хозяйства Сахалинской области.
В целом значительных сбоев в выплате субсидий нет. По отзывам руководителей хозяйств, с которыми поговорил «Агроинвестор», большинство платежей поступает вовремя или с небольшими задержками. Поскольку сейчас в сельском хозяйстве существует более 50 различных субсидий и выплаты по каждому виду идут отдельно, ситуация может различаться в зависимости от региона, направлений господдержки и объемов софинансирования.
Субсидии по кредитам важнее всего
Растениеводческие хозяйства могут получать субсидии для возмещения части процентной ставки по инвестиционным и краткосрочным кредитам на развитие производства, переработку и реализацию продукции, на уплату части премии по договорам страхования посевов. Также они получают несвязанную поддержку — так называемые погектарные выплаты. Кроме того, в секторе есть субсидии для развития материально-технической базы, например, возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию тепличных комплексов, плодо-, картофеле- и овощехранилищ, на приобретение техники и оборудования. Еще хозяйства могут участвовать в федеральных целевых программах развития мелиорации и устойчивого развития сельских территорий.
Из этого перечня субсидий наиболее важно возмещение процентной ставки по кредитам. Для большинства предприятий субсидирование кредитов — как инвестиционных, так и на проведение сезонных работ — имеет первостепенное значение, подчеркивает финансовый директор «Старта» Евгений Коковин. В Свердловской области, где работает компания, именно субсидии по кредитам на пополнение оборотных средств выплачиваются лучше всего, отмечает он: деньги поступают ежемесячно. Задержки, если и случаются, то не превышают двух месяцев. «Это хорошее администрирование», — уверен Коковин. Также он добавляет, что регион перечисляет часть погектарной субсидии авансом, что говорит о стремлении улучшить качество господдержки. С инвестиционными кредитами сложнее. Хотя выплаты идут без больших просрочек, есть трудности с оформлением заявок. Документы сначала около года рассматривает комиссия, затем еще в течение года распределяются деньги, и в итоге их приходится ждать около двух лет, рассказывает руководитель.
Правда, с субсидированием коротких кредитов ситуация не везде благополучная, например, у «Продимекса» есть сложности с возмещением процентной ставки. «Сахарные заводы не могут получить средства для закупки свеклы, — говорит заместитель гендиректора холдинга Вадим Ерыженский. — В 2016 году вся страна осталась без субсидий по коротким кредитам на закупку сельхозсырья для переработки». О ситуации он судит на основе информации, поступающей из различных регионов. Хозяйства «Продимекса», выращивающие сахарную свеклу и зерно, работают в Воронежской, Белгородской, Курской, Тамбовской, Пензенской областях, Краснодарском и Ставропольском краях, а также в Башкортостане. По долгосрочным кредитам также есть проблемы, добавляет топ-менеджер.
А, например, растениеводы Белгородской области не сталкиваются с такими сложностями. Гендиректор «Краснояружской зерновой компании» (входит в «Приосколье») Александр Титовский говорит, что все выплаты поступают вовремя. Директор нижегородского предприятия «Бутурлинское зерно» Леонид Мудров также не жалуется на задержки субсидий по инвестиционным и краткосрочным кредитам. В Оренбургской области вовремя выплачивают погектарные субсидии, отмечает гендиректор компании «Елань» Алексей Орлов. Но когда два года назад хозяйство подало заявку на субсидирование покупки техники, деньги пришли только через год, вспоминает руководитель. По отзывам коллег, задержки выплат до года случаются и по другим видам господдержки, добавляет он.
Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области пояснило, что по некоторым направлениям, в частности, страхованию, элитному семеноводству, приобретению сельскохозяйственной техники и оборудования, заявки, представленные в 2016 году, являются переходящими и будут оплачены в 2017-м.
Аграрии в ожидании выплат
Животноводческие хозяйства, кроме компенсации процентной ставки по кредитам, могут получать субсидии на развитие молочного скотоводства, на содержание племенного маточного поголовья. Самым важным видом господдержки здесь также является субсидирование кредитов. В целом деньги приходят своевременно, а к небольшим задержкам аграрии уже привыкли и не придают им большого значения. «Есть небольшие — в несколько месяцев —задержки субсидий по инвесткредитам на строительство свинокомплекса, но это технические сложности», — уверен гендиректор компании «Коралл» (Тверская область) Александр Жуковский.
Руководитель СПК СХА (колхоз) имени Карла Маркса (Оренбургская область) Вакиль Низамов говорит, что все положенные выплаты поступают в срок. Предприятие получает компенсацию на 1 кг товарного молока, погектарную субсидию, возмещение части процентной ставки по кредитам на покупку племенных животных и др. «Проблем нет. Главное — вовремя заполнять все документы, выплачивать налоги и заработную плату», — подчеркивает Низамов.
Холдинг «Агроэко», работающий в Воронежской области, без задержек получает субсидии по инвестиционным кредитам, однако с краткосрочными ситуация хуже, говорит председатель совета директоров компании Владимир Маслов. «Деньги по кредитам на пополнение оборотных средств задерживают, мы не получали выплат с мая-июня», — говорил он в середине октября. Администрация Воронежской области на запрос «Агроинвестора» не ответила. Сам Маслов считает, что перечисление средств задерживает федеральный бюджет.
С ним согласны сельхозпроизводители из других регионов. «Деньги задерживает федеральный бюджет. Сейчас все ждут выплат в конце года», — говорит гендиректор компании «Башкирский бройлер» Олег Дробышев, уточняя, что деньги по инвестиционным и краткосрочным кредитам запаздывают более чем на полгода. Гендиректор липецкого «Агробизнеса» Александр Чил-Акопов также предполагает, что, скорее всего, проблема в недофинансировании из федерального бюджета: в регионы поступает недостаточно средств, а на местах их стараются распределить на всех.
Все средства для выплат субсидий аграриям, поступающие из федерального центра, сразу же отправляют сельхозпроизводителям, говорит заведующая отделом АПК и природопользования Аппарата правительства Республики Башкортостан Светлана Белова. По ее словам, со стороны регионального Минсельхоза никаких задержек нет, в полном объеме перечислены средства на несвязанную поддержку, элитное семеноводство, молоко, поддержку табунного коневодства и овцеводства, страхование животноводства, субсидии на поддержку начинающих фермеров, семейных ферм, на грантовую поддержку сельхозкооперативов для создания материально-технической базы. Однако на фоне отсутствия финансирования из федерального бюджета есть дефицит средств на компенсацию процентных ставок по инвестиционным и краткосрочным кредитам. «На сегодняшний день это 735 млн руб., из них две трети приходится на краткосрочные кредиты в молочном скотоводстве, животноводстве и промпереработке, треть — на инвестиционные проекты в области растениеводства и животноводства», — уточняет Белова. Финансовые сложности признают и в Волгоградской области. На 13 октября не освоено 119 млн руб. из выставленных заявок, что связано с недостаточным финансированием, комментирует пресс-служба правительства региона.
Где деньги?
Однако задержки выплат могут быть связаны и не с федеральным бюджетом. Такие ситуации возможны, когда средства своевременно приходят из центра, но в регионах они не сразу перечисляются по конкретным направлениям господдержки, отмечает гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. Регионы должны софинансировать выплаты, но денег не хватает, периодически возникают кассовые разрывы, которые приходится закрывать в первую очередь. «В большинстве регионов далеко не самая благополучная финансовая ситуация», — подчеркивает эксперт. Деньги, поступившие из федерального бюджета, могут лежать и не использоваться, так как региональный бюджет не способен внести свою часть, а без этого предоставить выплаты невозможно, соглашается Коковин.
В результате в таких случаях регионы иногда распределяют поступающие средства на всех и тогда платят вовремя, но не полностью. «Погектарные субсидии выплачиваются единовременно и в полном объеме, а вот компенсацию за 1 кг молока получаем хоть и вовремя, но только половину начисленной суммы или меньше», — приводит пример Чил-Акопов. Иногда господдержку получают лишь те предприятия, которые первыми подали заявки. «В четвертом квартале на весь Краснодарский край было выделено только 35 млн руб., в то время как только наше предприятие должно было получить 44 млн руб. Поскольку мы подали заявку первыми, то и получили все перечисленные деньги», — делится Коновалов.
Также регионы стараются снизить нагрузку на бюджет. Например, в Курганской области пошли на уменьшение региональной доли софинансирования до 5%, знает Коковин. В Свердловской показатель остался на уровне 30%. «В этом году ситуация немного хуже, чем в прошлом, что связано с меньшей обеспеченностью региональных бюджетов. Наше предприятие работает в Курганской и в Свердловской областях, и в обеих есть сложности с выплатами региональной части субсидий, — поясняет он. — В Курганской задержки выплат заметнее, рассчитываются, когда приходит очередной трансфер».
Иногда регионы предпринимают и необычные шаги, чтобы снизить объемы выплат. Например, в Оренбургской области «Елань» не могла получить погектарные субсидии из федерального бюджета, так как регион не выделял софинансирование в 10%. Решение мотивировали тем, что предприятие отправляло продукцию на переработку в соседнюю область, рассказывает Орлов. Такие случаи были в прошлом году, подтверждает Низамов. При этом производители были вынуждены поставлять молоко в другой регион, так как в Оренбуржье не хватало своих переработчиков, но сейчас ситуация изменилась, отмечает он.
Выплаты нужно оптимизировать
Под контролем федерального центра регионы в целом стали лучше исполнять обязательства по господдержке, отмечают руководители хозяйств. Хотя ситуацию осложняет и наличие различных статей финансирования. По одному направлению могут быть и федеральные деньги, и все документы, но нет регионального софинансирования. По другому виду субсидий — наоборот, деньги в региональном бюджете есть, и документы готовы, но не поступили средства федерального бюджета, поэтому выплата задерживается. С этой точки зрения сокращение перечня выплат может быть целесообразным. Вопрос о введении единой субсидии сейчас обсуждается в правительстве, изменения могут вступить в силу уже со следующего года.
«Субсидий не должно быть много, какие-то из них можно было бы объединить. Например, компенсацию процентной ставки по краткосрочным и долгосрочным кредитам», — считает Чил-Акопов. Того же мнения придерживается Коковин. «Своевременность выплат зависит от административной нагрузки на Минсельхоз и региональные агроведомства. Сейчас более 10% средств госпрограммы тратится на обеспечение ее реализации, включая оплату работы сотрудников. Поэтому консолидировать субсидии — разумное предложение», — комментирует он. Однако при укрупнении направлений господдержки важно, чтобы структура распределения денег была ясной и прозрачной. В частности, стоит предусмотреть обязательное субсидирование процентных ставок для привлечения капитала в АПК, уверен Коковин.
Также стоило бы оптимизировать и систему выплат, в частности, перечислять средства напрямую банкам, чтобы они снижали процентную ставку. Тогда хозяйствам было бы проще обслуживать кредиты, а загрузка всех ведомств по оформлению субсидий уменьшилась бы раза в два, оценивает Чил-Акопов. Такая система льготного кредитования должна начать работать со следующего года. Банки будут выдавать аграриям кредиты под 5% и напрямую получать возмещение 100% ключевой ставки ЦБ.
Задержки выплат более ощутимы для малых хозяйств. «Ежегодно мы получаем по 7 млн руб. — это существенная поддержка», — говорит Низамов. Предприятие производит около 2 тыс. т молока в год. Для крупных игроков субсидии не имеют решающего значения. «Это не основной источник поступления средств, они не меняют в корне экономику нормально работающего предприятия», — отмечает директор агрохолдинга «Зерно жизни» («Синко») Андрей Зорин. «В последнее время мы не учитываем субсидии на 1 кг молока в бюджете и не ориентируемся на эти средства. Поступление этих денег воспринимаем скорее как приятную новость», — добавляет Чил-Акопов.
Другой вопрос — увеличение господдержки, поскольку издержки аграриев растут. «Себестоимость производства сахарной свеклы за последние два года увеличилась на 50%, а субсидии остались на прежнем уровне и не компенсируют удорожание средств производства», — отмечает Чил-Акопов. Правда, рассчитывать на рост выплат в условиях ограниченного бюджета пока не приходится.
Санкции для недобросовестных плательщиков
Федеральный центр требует от регионов своевременных расчетов с аграриями и за задержки наказывает штрафами. По информации Минсельхоза, по итогам 2015 года общая сумма штрафов превысила 1,3 млрд руб. Среди тех, кто медленно перечисляет деньги в этом году, есть и прошлогодние штрафники. Например, Саратовская область получила 24,9 млн руб. штрафа, в том числе 15,8 млн руб. за недоведение молочных субсидий. Кабардино-Балкарию оштрафовали на 50,7 млн руб., из них на 22,9 млн руб. — за задержки субсидий по агрострахованию. Дагестан был оштрафован на 143 млн руб., поскольку не выплачивал поддержку на закладку виноградников.