Telegram Agrovesti chanel
Реклама

Свой ячмень для пива: какие заграничные семена предстоит заместить

Источник: Парламентская газета

Если отечественными семенами пшеницы и риса российские аграрии обеспечены почти полностью, то с некоторыми другими культурами дела обстоят хуже, например своих семян сахарной свеклы 12%, а столовой моркови — 10.

Полностью российского пивоваренного ячменя нет совсем. Чтобы исправить ситуацию, эксперты и парламентарии предложили расширить Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства, избавить семеноводов от лишних проверок семян на наличие ГМО и проводить слепые испытания сортов, чтобы их отбирали по урожайности и другим объективным характеристикам, а не под влиянием западных маркетологов. Что собираются делать, чтобы не остаться без посевного материала, если прекратятся поставки, разбиралась «Парламентская газета».

От импорта пока не ушли

Немалую часть семян, которыми засевают поля в России, по-прежнему привозят из-за границы. В Национальном семенном альянсе привели статистику. Если с зерновыми и некоторыми другими культурами дела обстоят хорошо: отечественных семян озимой пшеницы и риса на рынке — 95-97%, сои — 70%, а кукурузы 63% , то ситуация с овощными культурами обстоит иначе.

«Отечественных семян сахарной свеклы всего 12%, моркови столовой и томатов открытого грунта — 10%, — сказал «Парламентской газете» председатель совета альянса Игорь Лобач. Огурцов и томатов открытого грунта в среднем 15%, хотя тут есть нюансы: если взять обыкновенные теплицы, российского посевного материала чуть ли не 60%, а теплицы с подсветкой — 12-15%.

Кроме того, есть отдельные ниши, где импортозависимость стопроцентная, сказал Игорь Лобач. Это восковидная кукуруза, из которой производят крахмал, и пивоваренный ячмень.

Правда, это не значит, что в этом году нельзя будет купить морковку и другие овощи. Аграрии полностью обеспечены посадочным материалом разных культур — Минсельхоз и бизнес приняли меры, чтобы привезти недостающие семена, сказал «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин.

Пройти по минному полю

Тему недостатка отечественных семян не раз поднимали и в Госдуме, и в Совете Федерации. Важно, что в России наконец-то осознали всю опасность отсутствия отечественных семян в условиях санкций, сказала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко на декабрьском заседании палаты регионов. «Нам надо год-два-три — и закрыть тему импорта зарубежных семян», — поставила задачу Валентина Матвиенко, отметив, что надо и финансировать эту работу, и контролировать ее ход.

Так, чтобы ускорить замену иностранных семян отечественными, еще в 2018 году запустили, а в прошлом — доработали, изменив подходы к финансированию, Федеральную научно-техническую программу (ФНТП) развития сельского хозяйства. На декабрьском заседании в Совете Федерации назвали объемы ее финансирования в 2024 году — 6,8 миллиарда.

В том числе, как сказал Кашин, стоит задача существенно увеличить долю российских семян сахарной свеклы и картофеля. Уже создали 31 новый гибрид сахарной свеклы и 38 — картошки.

Возможно, программу расширят. Сейчас альянс вместе с семеноводами и аграриями готовит дорожную карту ликвидации импортозависимости пивоваренного ячменя, чтобы вывести семена отечественной селекции. «Договариваемся с Минсельхозом, что это будет включено в ФНТП, второй транш отбора проектов по которой будет в апреле — мае. Рассчитываем, что наши сорта появятся к 2030 году», — сказал Игорь Лобач. А гибридами восковидной кукурузы уже занимаются и первые из них появятся к 2026 году, спрогнозировал он.

Кроме того, в прошлом голу переписали закон о семеноводстве, сделав упор на поддержку отечественных селекционеров. Правда, некоторые новые механизмы могут оказаться как благом, так и злом. Например, квотирование ввоза семян. Так, временный запрет на импорт семян кукурузы в прошлом году оказался эффективным — их произвели столько, что хватит и на этот год. «Будет квотирование — семеноводы будут уверены, что завтра не навезут семян из других стран и затраты, которые они вложили, не потеряются», — пояснил член Комитета Госдумы по аграрным вопросам Сергей Яхнюк. Но использовать механизм нужно аккуратно, чтобы не создать дефицит на рынке — сначала семеноводам надо подготовиться, считает депутат.

Для этого, по его словам, нужно вкладываться в науку, закупая для ученых нужное оборудование для создания максимально урожайных сортов, — некоторые иностранные материалы обладают урожайностью в два раза выше отечественных.

Пока же не каждый селекционный центр может позволить себе дорогое оборудование, отметил Лобач. Поэтому можно было бы создать в России три-четыре технологических центра ускорения селекции, куда можно бы приехать, заплатить небольшие деньги и провести исследования самим либо нанять для этого специалиста.

«Умный» горох и кукуруза для экопосуды

Бывает, что один, даже потенциально высокоурожайный, сорт может не оправдать ожиданий из-за непредсказуемых сюрпризов погоды, сказала «Парламентской газете» профессор РАН Елена Хлесткина, директор Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова, где проводят фундаментальные исследования и создают материалы, на основе которых селекционеры создают новые сорта. Кроме того, добавила профессор, потребители семян еще с начала 1990-х годов находились под влиянием западных маркетологов, так что им сложно перестроиться, повернуться лицом к отечественной селекции, даже несмотря на то, что из-за границы зачастую привозили сорта и технологии вчерашнего дня.

Поэтому в целом в России нужна новая сортовая политика, убеждена Хлесткина. Чтобы гарантировать высокий урожай, нужны не просто отдельные селекционные достижения, а целый комплекс сортов одних и тех же культур, взаимодополняющих друг друга, под разные микроклиматические зоны. В пример ученый привела «сортовую мозаику» зерновых, которую создали в Национальном центре зерна имени П.П. Лукьяненко. Кроме того, одновременно с селекцией растений надо выводить полезные микроорганизмы, которые опять-таки повышают урожайность. Например, научно-технологический университет «Сириус» и Всероссийский НИИ сельскохозяйственной микробиологии создают «умный» горох, специфически распознающий штаммы азотофиксирующих бактерий, которые могли бы максимально повысить урожай. Такие бактерии способны поглощать азот из воздуха и закреплять его в своем теле в виде различных органических соединений.

А чтобы отечественных селекционеров и семеноводов оценили по достоинству, в Национальном семенном альянсе предложили устраивать слепые сортоиспытания, например, того же пивоваренного ячменя: «Если будут сравнивать пивоваренные качества нашего ячменя и западного, наши никогда не допустят, даже если они будут лучше. А если сделать что-то похожее на слепую дегустацию вина, когда испытатель не видит марку, только номер, то результаты можно будет расшифровать после того, как будут отобраны лучшие по урожайности и другим признакам семена, и результат будет справедливым».

Кроме того, надо искать сферы применения разных культур. «Например, с подачи Минсельхоза мы хотим повысить востребованность крахмала из кукурузы для производства экопосуды. С 2025 года собираются постепенно запрещать производства пластиковой посуды, и это было бы кстати», — рассказал Игорь Лобач.

Проверки нужны, но не каждой кучки

В то же время семеноводы пожаловались, что им усложняют работу некоторые требования. Например, на совещании в Думе Ставропольского края аграрии рассказали, что семена, предназначенные для посева, приходится проверять не только на сортовые и посевные качества, но и наличие ГМО — сеять генно-модифицированные семена в России нельзя. Стоит такая проверка дорого, что отражается на затратах семеноводов и конечной цене семян. Эксперты сочли, что это нецелесообразно. Собрав эти и другие замечания, ставропольские депутаты решили обратиться с просьбой разрешить их в Госдуму и Минсельхоз, передала пресс-служба регионального парламента.

В Госдуму уже поступали подобные обращения, в том числе из Чувашии, рассказал Сергей Яхнюк. Он согласился, что перегибы есть. «Проведение анализа каждой партии стоит серьезных денег. Для малых предприятий это создает серьезные сложности», — отметил он. Поэтому депутат рассказал, что уже обратился в Минсельхоз с просьбой исключить излишние требования.

Тем не менее в Национальном семенном альянсе неожиданно выступили против полной отмены проверок. Дело в том, что семена с ГМО могут попасть в Россию контрабандой, а отсутствие ГМО — это конкурентное преимущество российских компаний и терять его не хочется. Поэтому выходом было бы сокращение проверок произведенного в России зерна до одной, «на поле», то есть всей собранной партии, а не как сейчас, когда пробы отбирают чуть ли не с каждой кучки семян, которую продают мелким покупателям.

В парламенте продолжат искать золотую середину, чтобы и семена с генами каких-нибудь крыс не просочились, и семеноводы могли спокойно работать и с выгодой засеивать поля отечественными семенами.