В России насчитывается почти 14 тысяч массовых захоронений животных, падших от болезни или специально забитых в целях ее нераспространения. Законодатели предложили навести порядок в сфере утилизации и уничтожения такого рода отходов.
Для этого, по мнению парламентариев, необходимо создать полный реестр скотомогильников, назначить ответственного за каждый из них и провести тщательную проверку. Все это нужно, чтобы убедиться, что в грунтовые воды и на поверхность земли не попадают вредные вещества, способные вызвать распространение опасных инфекций. Соответствующий законопроект Госдума планирует рассмотреть в первом чтении в осеннюю сессию.
Скрытая угроза
По данным Минсельхоза, в России действует около 6,5 тысячи официально зарегистрированных скотомогильников. Помимо них, существует еще около 9 тысяч бесхозных. Эти захоронения зачастую не принадлежат никому и представляют реальную опасность для экологии. Нередко создание нелегальных кладбищ — дело рук недобросовестных фермеров, которые не хотят платить за транспортировку и утилизацию останков животных.
Помимо обустроенных скотомогильников, уходящих на десять метров в глубину кирпично-бетонных сооружений, по всей стране встречаются незаконные свалки сельскохозяйственных и домашних питомцев. Особенно остро эта проблема стоит в районах Крайнего Севера. Именно там в 2016 году и произошла вспышка сибирской язвы. Тогда заболевание обнаружили у 23 человек, погиб 12-летний ребенок. Споры сибирской язвы могут жить в почве столетиями — вот почему зараженных животных необходимо утилизировать, купировав опасность распространения инфекции на корню.
Всех на пересчет
С предложением завести федеральный реестр скотомогильников и назначить ответственных за них выступил Комитет Госдумы по аграрным вопросам. В документе говорится о необходимости проведения работ по рекультивации и ликвидации массовых захоронений животных, создающих угрозу биологической безопасности. Главной задачей законопроекта председатель комитета Владимир Кашин назвал взятие под жесткий контроль скотомогильников и их ревизию.
«Данная инициатива вырабатывает новые правила в системе захоронения и утилизации, — пояснил Кашин «Парламентской газете». — Из скотомогильников могут распространяться болезни, ведь туда зачастую отправляют нездоровых животных. Поэтому там должна быть продумана система невозможности поступления веществ ни в грунтовые воды, ни тем более на поверхность»
Депутат уверен, что существующего количества скотомогильников вполне хватит для полноценного функционирования животноводческих ферм, мясоперерабатывающих предприятий и организаций по обращению с биологическими отходами. И новых не нужно.
Сжигать или закапывать?
Уничтожение больных животных — процедура платная. В среднем фермер должен выложить профильной организации 100 рублей за килограмм, если речь идет об утилизации в скотомогильнике, и 50 рублей, если тушу сожгут в специальной печи. Заслуженный эколог России Андрей Пешков сообщил «Парламентской газете», что практика закапывания животных — это постоянная угроза для природы и человека. С экологической точки зрения кремация — лучший вариант по многим причинам.
«Термические методы уничтожения — это наиболее эффективный и совершенно недорогой способ», — уверен эксперт.
По мнению депутата Госдумы Николая Валуева, строить новые скотомогильники обойдется инвесторам значительно дешевле, чем возводить предприятия по сжиганию туш животных.
«Это еще и вопрос логистики. Африканская чума свиней и прочее — они случаются не так часто, а для перевозки подобных зараженных туш нужна специализированная техника. Просто развозить их по всей стране до места сжигания было бы, наверное, достаточно опасно, потому что это может послужить новым распространениям болезней. Но построить специализированную печь там, где существует животноводство, и ждать, будет ли вспышка того или иного заболевания — я не понимаю, как это возможно. Это очень дорогая история», — признался «Парламентской газете» Николай Валуев.
Подписывайтесь на наши каналы: