По итогам 2020 года экспорт томатов из России составит 20 тыс. т — на 2,5 тыс. т больше, чем в 2019-м, оценила ассоциация «Теплицы России». Поставки огурцов в последние годы также растут, к 2021 году вывоз достигнет 13 тыс. т против 11,5 тыс. т год назад. Уже в первом полугодии 2020 года поставки томатов в Беларусь, Казахстан, Монголию, Норвегию, Эстонию выросли в десять раз по сравнению с показателем за аналогичный период 2019-го, а отгрузки огурцов — в три раза, сообщает ассоциация.
Отгрузки овощей тепличной группы на внешние рынки начали расти после отделения Луганской и Донецкой областей от Украины — в основном поставки туда идут из соседних регионов: Ростовской области и Краснодарского края, напоминает гендиректор компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова. По ее оценке, в этом году экспорт по сравнению с прошлогодним вырастет на 5–10%. «Однако стоит понимать, что при расчете отгрузок на внешние рынки ФТС не разделяет томаты и огурцы, выращенные в теплицах и произведенные в открытом грунте, соответственно, говоря об экспорте, мы имеем в виду общий объем отгруженных за рубеж огурцов и томатов: и тепличных, и открытого грунта», — рассказала она «Агроинвестору». По данным «Технологий Роста», основная часть овощей тепличной группы, которая отправляется в некоторые регионы Украины, вывозится именно в сезон сбора урожая в открытом грунте.
Интерес зарубежных покупателей к российским огурцам и томатам растет. Например, подмосковный агрокомплекс «Иванисово» и в этом, и в прошлом году отправлял овощи в Беларусь, где сейчас тепличная отрасль развита гораздо хуже, чем в России, продолжает Решетникова. Кроме того, в РФ есть агрокомплексы, которые в начале 2020 года заявляли, что нацелены увеличивать экспорт. В частности, об этом сообщали группа «Рост» и «Эко-Культура», которая собирается запустить производство тепличных овощей в Узбекистане в весенних теплицах без досвечивания.
Директор Плодоовощного союза Михаил Глушков отмечает, что основной экспорт огурцов и томатов идет в приграничные регионы: в Беларусь, Луганскую и Донецкую республики. Однако часть овощей с этого года начали вывозить и в дальние страны, в частности группа «Рост» планировала поставки томатов в ОАЭ. «Пока это небольшие объемы, однако для рынка это очень хороший сигнал», — считает он. По мнению Глушкова, в такие страны, как ОАЭ, имеет смысл экспортировать томаты премиального качества, не для поставок в сети, а для снабжения ресторанов и гостиниц. «Здесь мы можем составить конкуренцию другим иностранным производителям», — подчеркивает он. Что касается огурцов, то возить их в дальние регионы экономически нецелесообразно: это скоропортящийся товар, и поставлять его имеет смысл туда, куда можно доставить не более чем за сутки, считает Глушков.
Тепличные овощи не тот товар, который можно далеко возить, соглашается Решетникова, поэтому отечественные производители, с одной стороны, должны думать о том, как максимально быстро доставить продукцию до покупателя, с другой — чтобы овощи пользовались спросом по тем ценам, которые позволят производителю заработать. «В России электроэнергия недешевая, гораздо дороже, чем в тех же Беларуси и Узбекистане, соответственно, и производство дорогое, — обращает внимание она. — Именно поэтому российские инвесторы ставят себе целью не только наращивание экспорта продукции, произведенной в России, но и строительство теплиц в тех же Узбекистане и Казахстане, как это делает «Эко-культура».