Уборка зерна в России «перешла экватор», намолочено свыше 105 млн т, сообщил Минсельхоз. По прогнозам, Россия не повторит в этом году прошлогодние рекордные урожаи. Хотя показатели все равно ожидаются высокие. Аграрии при этом строят большие планы на экспорт.
Ведь, как уточнили отраслевые аналитики, «внутреннее потребление продукции зернопереработки вряд ли вырастет, животноводство бежит на месте». Не способствуют росту платежеспособного спроса населения и обвалы рубля. Впрочем, если говорить именно про хлеб, то вопреки недавним негативным ожиданиям его удорожания в Российском союзе пекарей сообщили «НГ» лишь о небольшом росте цен и уверили, что спрос населения на хлеб стабилен.
Минсельхоз обсудил с представителями регионов ход сезонных полевых работ. Как сообщил в среду глава ведомства Дмитрий Патрушев, в целом по стране уборка зерна «перешла экватор», намолочено свыше 105 млн т. В 43 регионах стартовал озимый сев.
На рынке удобрений ситуация стабильная, в части сельхозтехники также все штатно, отчитался министр. Но есть и проблемы – прежде всего с горюче-смазочными материалами. «Рост цен на нефтепродукты наблюдается в большинстве сельскохозяйственных субъектов и по состоянию на август составил 13% к уровню аналогичного периода 2022-го», – сообщает пресс-служба министерства.
По прогнозам, Россия в этом году не повторит рекордные урожаи прошлого года. По данным Росстата, в 2022-м сбор зерновых и зернобобовых культур составил почти 158 млн т, в том числе около 104 млн т пшеницы. Это были рекордные показатели.
Ранее в пресс-службе Минсельхоза сообщали «НГ», что урожай зерновых в этом году ожидается на уровне 123 млн т, включая 78 млн т пшеницы. Как уточняли в ведомстве, при благоприятных погодных условиях оценка может быть увеличена.
Часть экспертов сейчас настроена даже более оптимистично. «Я полагаю, что нынешний урожай будет вторым после прошлогоднего, – сообщил гендиректор аналитической компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко, слова которого приводятся на сайте организации. – Думаю, производство зерна составит более 140 млн т. Урожай пшеницы однозначно составит 90 млн, хотя, думаю, подойдем к 91 млн т».
И с учетом переходящих остатков, по его словам, «у нас нарисовывается огромный экспортный потенциал – 50,5 млн т по пшенице». Ранее в Минсельхозе сообщали об экспортном потенциале в текущем сезоне (1 июля 2023 – 30 июня 2024 года) на уровне 50–55 млн т зерна.
Региональные власти тоже указывают и на снижение урожая зерна, и, несмотря на это, на перспективность экспорта. Например, министр сельского хозяйства Алтайского края Сергей Межин сказал, что «в текущем году урожай зерна в крае снизится примерно на 10% по сравнению с прошлым годом и составит около 5 млн т». «Следовательно, аграриям необходимо эффективно распоряжаться имеющимися объемами продукции, включая освоение новых и перспективных рынков», – приводит слова Межина портал Российского экспортного центра.
Экспорт зерна уже стремительно растет. Так, с 1 по 27 августа Россия отгрузила на экспорт 6,4 млн т основных зерновых культур, это на 27% больше, чем за аналогичный период прошлого года, передает Интерфакс со ссылкой на мониторинг Российского зернового союза (РЗС). Отгрузки пшеницы выросли за тот же период на 29%, почти до 5,4 млн т.
Внешний спрос на российскую пшеницу очень высокий. По оценкам директора аналитического департамента РЗС Елены Тюриной, всего за первые два месяца текущего сезона (июль-август) будет отгружено около 10,6 млн т пшеницы, это на 45% больше, чем год назад. «В августе по закупкам лидирует Египет. На втором месте может оказаться Алжир. Турция будет третьей», – сообщила информагентству Тюрина. В то же время продолжается активный рост поставок в Африку.
«Несмотря на объективные сложности, российский аграрный экспорт уверенно растет», – сказал про ситуацию в целом замглавы Минсельхоза Сергей Левин. По его словам, по сравнению с 2017 годом объем всего агроэкспорта РФ почти удвоился и в 2022-м достиг 41,6 млрд долл. В этом году поставки за рубеж тоже растут.
Среди покупателей российской агропродукции увеличилась доля дружественных государств: по данным Минсельхоза, «в 2023 году она достигла 87% от общего показателя». В частности, министерство упоминает применительно к разным видам экспорта Китай, Турцию, Иран, Алжир, Саудовскую Аравию, Вьетнам, Индию.
Также наращиваются поставки за рубеж муки. Россия экспортировала в завершившемся сельскохозяйственном сезоне 2022/23 года около 802 тыс. т муки, что на 64% больше показателя предыдущего сезона, сообщил Петриченко. По его уточнению, это рекордный с 2008-го показатель.
Отраслевые аналитики объясняют, с чем связана заинтересованность аграриев в экспорте – со стагнацией внутреннего потребления. «Внутреннее потребление продукции зернопереработки вряд ли вырастет. Поголовье птицы не растет, темпы роста поголовья свиней снизились с хороших до ниже среднего. Животноводство бежит на месте», – привел свои оценки Петриченко.
Уточним, по данным Росстата, «на конец июня 2023-го поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей составляло 18,2 млн голов (на 1,1% меньше по сравнению с соответствующей датой предыдущего года), из него коров – 7,8 млн (на 0,8% меньше)». Эта тенденция долгосрочная.
Кроме того, свиней на конец июня 2023 года насчитывалось 28,9 млн, что на 3,8% больше, чем год назад, овец и коз – 23 млн голов (на 0,9% меньше), птицы – 562,3 млн, или на 0,9% меньше, чем год назад.
«По множеству агрорынков Россия уже много лет крупный экспортер в мире. Это касается зерновых, масличных, бобовых культур, всех продуктов их переработки, а в последние годы это относится также к сахару, курице, свинине и др., – перечислил ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Евгений Иванов. – Все те объемы, которые не продать внутри страны, вынуждены экспортировать на те рынки, которые нам доступны и по тем ценам, какие есть в мире, с учетом нашей логистики, взаиморасчетов и пр.».
При этом Иванов уточнил, что «внутренние цены на зерновые и масличные придавлены ниже мировых экспортными пошлинами, и это существенно сократило маржу растениеводов в условиях быстрорастущих издержек, связанных с расходами на горюче-смазочные материалы, удобрения, средства защиты растений, сельхозтехнику, запчасти, оборудование и т.д.». Более того, все издержки логистики в России в последнее время по разным причинам тоже весьма динамично растут, и это сказывается на всех рынках, добавил эксперт.
Сейчас экспорт может вырасти по сравнению с прошлым сезоном – «это связано с тем, что в первые месяцы прошлого сезона вывоз зерна отставал от расчетных величин, стабилизировавшись лишь к октябрю-ноябрю», пояснил ведущий научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Денис Терновский. «Внутренний рынок зерна ограничен. Основные направления его использования – производство продуктов питания и кормов – не могут вырасти пропорционально росту урожая», – пояснил Терновский, добавив, что с учетом рациональных норм можно говорить о достаточном потреблении россиянами хлеба, а по мясу норма даже превышена. Другой вопрос – насколько корректны сами нормы (см. также «НГ» от 10.04.22).
«Имеют место и рекордные запасы зерна. Мощности для хранения зерна в России есть. Но вопрос в том, что возрастают потери при длительном хранении, зерно со временем портится. То есть выше стратегического запаса хранить зерно часто оказывается экономически нецелесообразным. Остается два основных пути использования: экспорт и внутреннее потребление», – обратила внимание доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Марина Анохина.
При этом, по данным, которые она привела, в России внутри страны используется около половины собранного зерна, тогда как в Канаде или США от 80 до почти 90%. Такая ситуация, по ее словам, объясняется недостаточными масштабами развития животноводства в РФ, а также «слабой технологической базой глубокой переработки зерна». «Производство продукции с высокой добавленной стоимостью, конечно, было бы более привлекательным для экономики. Однако этот процесс сдерживается отсутствием необходимых производственных мощностей, – пояснила эксперт. – Производство муки в стране в целом практически достигло своего максимума, учитывая, что оно ограничено внутренним спросом и производственными возможностями хлебопекарной промышленности. Отрасль работает на своих пределах».«Сдерживать цены на хлеб становится все сложнее», – утверждает также Анохина.
Ранее Telegram-каналы и СМИ предупреждали о рисках заметного повышения цен на хлеб. В правительстве такие опасения опровергали. По данным Минэкономразвития на 21 августа, хлеб в среднем по стране подорожал примерно на 1,6% год к году.
«Цены на хлеб немного растут из-за повышения стоимости всех его составляющих: логистики, сырья и ингредиентов, тарифов, заработных плат работников, упаковки, запасных частей для оборудования и пр. В нашей стране много качественного хлеба на любой вкус и достаток», – сообщили «НГ» в Российском союзе пекарей (на долю организаций, входящих в состав союза, приходится более половины объемов производства хлеба и хлебобулочных изделий в России). «Спрос у населения на хлеб сохраняется на уровне прошлых лет, – добавили в Российском союзе пекарей. – Он стабилен».
Подписывайтесь на наши каналы: