Несмотря на санкционное давление, зерновой бизнес, а это примерно треть всех доходов агроэкспорта страны, сегодня чувствует себя относительно спокойно, отмечают эксперты. Уход с мирового рынка России - крупнейшего поставщика пшеницы - невыгоден никому. Он может привести к глобальным проблемам.
Мир еще не оправился от пандемии, и новые потрясения нанесут урон восстанавливающейся экономике. "Наш отдел сертификации сообщает, что сегодня нет отказов по контрактам на закупку зерна с юга", - рассказал советник президента Торгово-промышленной палаты Ростовской области по вопросам АПК Юрий Корнюш. - Когда акватория Азовского моря станет спокойной, начнется еще более активная работа".
Определенные ограничения могут ввести сами российские власти, но только чтобы обеспечить продовольственный баланс внутри страны. Стране нужна валютная выручка, и рубить курицу с золотыми яйцами не будут, уверен Корнюш.
Заменить Россию некем. От сокращения поставок пострадает не только Африка и страны Причерноморья, но и другие регионы. "Да, западные страны будут вставлять нам палки в колеса. Но и они есть хотят, у них инфляция бьет рекорды, население недовольно, - говорит Корнюш. - А мы уже переориентируемся на необъятный китайский рынок продовольствия. С февраля в КНР можно экспортировать пшеницу, ячмень и люцерну из всех российских регионов. Открывается огромный рынок Юго-Восточной Азии, где потребительские привычки населения меняются на "западные". Им нужно меньше риса и больше пшеницы. Требуется больше кормов для свиноводства и разведения КРС, больше курятины. Индонезия, Вьетнам, Филиппины - это страны с динамично развивающейся экономикой и с населением в сотни миллионов человек".
"России дефицит зерна точно не грозит - в этом году урожай зерна в должен превысить 120 миллионов тонн, плюс переходящие запасы в 20 миллионов", - добавляет фермер Роман Алейников. Возможно, снимут экспортные пошлины, добавляет он. И тогда Россия выйдет на рынок с качественной и выгодной по цене пшеницей и невысокой стоимостью фрахта.
Спрос на нут, горох и чечевицу в мире сейчас растет быстрее предложения. В прошлом году выручка от экспорта зернобобовых составила более 693 миллиона долларов, на 97 процентов выше показателя 2020 года. В абсолютных цифрах это 6,1 миллиона тонн продукции, что на 18 процентов опережает предыдущий рекорд 2018 года, сообщили "РГ" в Федеральном центре развития экспорта продукции АПК. В топ-5 покупателей российских зернобобовых попали Турция, Пакистан, Бангладеш, Италия и Латвия.
Российский агробизнес обеспечивает растительным маслом полмира, сейчас поставки на мировой рынок сократились. И, например, в Турции скупают в магазинах любое масло и по любой цене. А еще раньше китайские партнеры заявляли, что готовы покупать российское растительное масло в гораздо больших объемах.
Речь не только о подсолнечном масле, но также об ореховом, кленовом и льняном и даже о масле пиона и камелий. Тут все зависит скорее от расторопности наших фермеров, считает Алейников. Что касается других видов сельскохозяйственной продукции, особенно товаров с высокой добавленной стоимостью, то могут быть сложности.
Из-за валютных колебаний импорт станет дороже, российские производители будут вынуждены поддержать страну и переориентироваться на внутренний рынок, а это значит, что поставки на мировые рынки будут стагнировать или даже сокращаться, считают некоторые эксперты.
Возможно сократится экспорт товарной рыбы и морепродуктов, готовой пищевой и кондитерской продукции, а также мясной и молочной. Но тут сработает и "эффект высокой базы". Например, в прошлом году объем экспорта молочных продуктов из России вырос сразу на 15 процентов относительно 2020 года и превысил один миллион тонн, обновив исторический рекорд. Самым востребованным товаром оказалась молочная сыворотка: в 2021 году ее экспорт вырос в два раза, до 13,6 тысячи тонн. Такие темпы держать все время сложно.
Как сообщили в Национальном союзе производителей молока, новый виток девальвации и усложнение системы логистики, а также повышение стоимости кредитов и затрат на импортозависимые компоненты производственных процессов приведут к росту себестоимости продукции. "Возможное ограничение доступа к запасным частям оборудования и техники и новым средствам производства будут вынуждать участников рынка перестраивать привычные бизнес-процессы компаний, нести дополнительные затраты, а повышение привлекательности экспортной альтернативы может повлечь рост цен на корма на внутреннем рынке" - предупредили в организации.
Конечно, проблем хватает. И многое сегодня зависит от действий властей. Однако новые меры государственной поддержки уже не просто обсуждаются, а внедряются в работу и доводятся до регионов, отмечают эксперты. Это должно помочь аграриям относительно безболезненно перестроиться и начать работу на новых рынках с новыми возможностями. Сейчас делать прогнозы сложно. Но, по оценкам аналитиков, в ближайшие пять-шесть лет ситуация с агроэкспортом может развиваться неплохо.