Узбекистан планирует выращивать сельскохозяйственные культуры (соя, пшеница) для собственного потребления на российских землях. Об этом в октябре текущего года была опубликована новость на INTERFAX.RU.
По данным пресс-службы Министерства сельского хозяйства Узбекистана, министр Жамшид Ходжаев и замминистра сельского хозяйства РФ Сергей Левин обсудили в онлайн-формате эту инициативу.
Цитата министра сельского хозяйства Узбекистана Жамшида Ходжаева, которую приводит Интерфакс: «На текущем этапе мы предлагаем запустить этот проект на площади 35 тысяч гектаров для налаживания контактов и механизмов взаимодействия, а также их практической отработки с последующим вывозом урожая в Узбекистан».
При этом по словам Ходжаева, в перспективе планируется расширить площадь для выращивания сельхозкультур для внутреннего рынка Узбекистана до 1 миллиона гектаров.
Замминистра сельского хозяйства РФ Сергей Левин сообщил, что на текущий момент поддержать Узбекистан возможно. При этом сроки и план реализации проекта будут обсуждаться в очном формате в ходе рабочего визита представителей Узбекистана в Россию (дата встречи не уточняется).
О причинах, проблемных местах и перспективах инициативы сдать российские сельхозземли Узбекистану под выращивание урожая для их внутренних нужд говорит генеральный директор группы компаний «Агротек» Николай Грушко.
Сложности
В России сегодня по разным оценкам от 30 до 50 миллионов гектаров пригодной для выращивания сельскохозяйственных культур земли не освоены или не используются по прямому назначению. Часть земель вовсе находится под лесами. Для их введения в сельхозоборот требуется рекультивация. Это долгий и дорогостоящий процесс.
Преимущественно такие земли сконцентрированы на Дальнем Востоке, Сибири, Забайкалье. Земли в основном отданы под пастбища. Они труднодоступны с точки зрения обслуживания людьми. Кроме того, сложные климатические условия в названных регионах затрудняют выращивание сельхозкультур, включённых в государственный реестр селекционных достижений РФ.
Кадровый голод
Огромную роль играет человеческий фактор: специалистов, управленцев, агрономов просто-напросто не хватает. Пожалуй, это и есть «главная боль»: заниматься сельхозпроизводством и обслуживать этот процесс некому.
Один из основных способов освоения сельхозземель – профессиональная трансформация работника, обучение людей навыкам управления техникой, управление землями на расстоянии (GPS, беспилотные технологии). В названных регионах крайне сложно найти персонал, так же как и привлечь людей из других регионов.
Вопросов больше, чем ответов
Каким образом Узбекистан планирует возделывать земли на Дальнем Востоке, Сибири и Забайкалье – большой вопрос. Ведь даже Россия, имея все необходимые технологии, средства защиты растений и технику, не занимается этим активно. Да, привлечь людей, обучить, перепрофилировать – сложно. Нужны инвестиции, вахтовые программы, системы мотивации. Но при всех «за» и «против» российские специалисты имеют больше возможностей для профессионального роста, нежели специалисты из Узбекистана.
Абсолютно непонятны способы контроля: что будут выращивать узбекские фермеры, какие технологии и средства производства будут использованы? Россия уже столкнулась с проблемами экологического характера, из-за которых некоторое количество сельхозземель вовсе надо выводить из оборота, так как они «убиты» контрафактной химией. Кроме того, используется полиэтиленовая плёнка для создания «парникового эффекта». Затем плёнку убирают без соблюдения каких-либо норм и правил, буквально закатывая в землю. В результате земли становятся непригодными для выращивания сельхозкультур.
Ещё больше вопросов вызывает и то, какие условия труда будут предложены специалистам из Узбекистана, как будет организована медицинская помощь, элементарные бытовые условия. Даже в черте Московской области можно увидеть развалины, в которых проживают сельхозработники из стран ближнего зарубежья. Уверен, что они не по собственной инициативе предпочитают жить в деревянном сарае. Что уж говорить о дальних регионах… Там контроль ослаблен вовсе.
Иными словами, если и организовывать экспансию узбекских предприятий для работы на сельхозземлях России, то контроль нужно организовать всесторонний. В противном случае всё это больше походит на миграционные послабления под эгидой предоставления сельхозземель «друзьям». Впечатление, что это очередной пассаж России в сторону соседнего государства.
Перспективы есть
Дополню, что вывоз или ввоз урожая регулируется экспортными пошлинами. И если всё будет организовано в рамках закона, с соблюдением технологий использования сельхозземель, то Россия может выиграть от сотрудничества с Узбекистаном. Но пока это выглядит, скорее, призрачной надеждой, нежели реальным сценарием.
Очевидно, что идёт укрупнение сельскохозяйственного бизнеса. Думаю, что российским фермерам стоит объединяться, создавать совместные проекты для более уверенного и масштабного освоения российских земель и работы в части импортозамещения. У России есть огромный потенциал для развития сельского хозяйства, для организации поставок урожая соседним государствам. Этим нужно заниматься на федеральном и региональном уровнях: путём принятия важных реформ, управленческих и кадровых решений.