Банк России на внеочередном заседании совета директоров повысил ключевую ставку с 8,5 % до 12% годовых, сообщила пресс-служба регулятора. Чем грозит повышение ставки российским аграриям и как это скажется на развитии молочной отрасли, Milknews рассказал директор по развитию ГК «Фудлэнд» Андрей Дахнович.
Общее видение очевидно - для бизнеса повышение ключевой ставки станет очень болезненным. Выходит так, что мы пользуемся кредитным ресурсом, не зная, заработаем мы или только потеряем на таком финансировании. 12% – очень большая ставка. Будем надеяться, что девальвация остановится, и ставку Центробанка снизят, потому что в моем представлении рабочая зона – это ставка между пятью и восемью процентами. Всё, что выше – это очень опасно.
Что касается субсидирования, как мне кажется, это независимая вещь, потому что ведется из определенного бюджета. Соответственно, в зависимости от того, какую часть ставки будут компенсировать бюджетные органы - это будет либо выгодно, либо не очень. Но если говорить о том, можно ли развиваться и инвестировать заемные нельготные деньги при такой ставке, то ответ: конечно же нельзя. Это не то, что повышенный риск – это запредельно высокий риск. То есть необходимо иметь достаточно собственных оборотных средств с тем, чтобы в каких-то случаях «подкредитовываться» по такой ставке, и еще где-то обходиться собственными средствами.
А если у кого-то основной денежный поток зависит исключительно от этой ставки, то есть основной денежный поток – чисто коммерческий кредит, то исход будет ужасно болезненным. Поэтому нужно иметь подушку безопасности, чтобы выдерживать нагрузку по такому кредиту.
Касаемо нашей компании, у нас, безусловно, неплохая финансовая подушка, но и объем кредитных ресурсов тоже немаленький, к тому же он привязан к ставке Центробанка. Поэтому повышение ключевой ставки неким образом заденет нашу компанию и, конечно же, весь рынок.
В общем-то мы имеем достаточное количество собственных средств для того, чтобы как-то перекладывать риски из одного кармана в другой, что будет болезненно, однако абсолютно не смертельно для нас, так как мы не живем за счет того, что весь бизнес закредитован.
Подписывайтесь на наши каналы: