Принципиальная позиция НСА заключается в том, что господдержка страхования в сельхозпроизводстве должна быть выведена за рамки «единой субсидии». Специфика сущности страхования требует перенести его в другую подпрограмму в Госпрограмме поддержки сельского хозяйства — «Обеспечение общих условий функционирования отраслей АПК», где уже находится схожее по содержанию и целям мероприятие, связанное с устранением последствий ЧС.
Дело в том, что в рамках «единой» субсидии объединено в основном финансирование краткосрочных задач повышения объемов производства хозяйств в текущем сезоне — кредитование на обеспечение посевных работ и так далее. При этом объем средств, выделяемый каждому региону, лимитирован. Агрострахование же является долгосрочной задачей государства — его прямой эффект проявляется только в случае серьезных убытков после завершения сезона, наличие полиса не влияет ни на сроки работ, ни на объем сельхозпродукции. Его субсидирование не может стать приоритетной целью для органов АПК субъектов, которые вынуждены делить ограниченные средства «единой» субсидии между различными направлениями. Кроме того, с переходом к «единой субсидии» оказалась нарушенной нормативная база, принятая ранее в рамках закона о господдержке агрострахования (№260-ФЗ), что поставило под угрозу срыва страхование весеннего сева.
Децентрализация субсидирования страхования противоречит также основным принципам, на основе которых выстраивалась система агрострахования в России до сих пор. С 2016 года, согласно закону №260-ФЗ, вся система агрострахования с господдержкой впервые переведена на единые централизованные принципы: действуют единые обязательные правила страхования, утвержденные при согласовании с минсельхозом, минфином и Банком России, введена единая гарантийная система для защиты интересов аграриев на случай банкротства агростраховщиков, координацию системы в рамках страхового рынка осуществляет единое объединение агростраховщиков. Тем самым государство впервые получило инструмент, который оно может использовать в соответствии со стратегическими задачами в области агропромышленного развития и обеспечения продовольственной безопасности. Рынок позитивно откликнулся на изменения: объемы страхования рисков АПК с господдержкой в прошлом году выросли на 31 процент.
Необходимо предусмотреть механизм, при котором средства на агрострахование должны выделяться к началу посевной
При этом вопросы агрострахования постоянно поднимаются руководством страны. Так, о текущем состоянии страхования в АПК шла речь во время рабочей встречи с Владимиром Путиным 30 января 2017 года, неоднократно этот вопрос затрагивался и на совещаниях с Дмитрием Медведевым. Банк России планирует в этом году выпустить доклад об оценке системы страхования в АПК. Также Минсельхозом России, НСА и депутатами готовятся изменения в закон, расширяющие страховое покрытие и повышающие гибкость программ страхования с господдержкой.
Стабилизация механизмов субсидирования должна стать основной для всей системы агрострахования в России в этом году, считают в НСА. Напомню, что закон №260-ФЗ гарантирует аграриям при страховании на условиях, определенных этим законом, оплату 50 процентов стоимости полиса. На практике же часто получается, что аграрий уплачивает свою часть премии и ждет перечисления субсидии практически до уборки урожая или даже позже. В это время у некоторых хозяйств фиксируются страховые случаи в связи с повреждением посевов. Но договор, оплаченный лишь частично, обеспечивает сельхозпредприятию неполную страховую защиту. Тем самым уменьшаются основные преимущества агрострахования как инструмента финансовой стабилизации, главная задача которого — обеспечить равномерное финансовое планирование сельхозпредприятия, устранить влияние непрогнозируемых факторов, снизить стоимость кредитования, облегчить привлечение инвестиций и технологическое развитие.
Кроме того, аграрии часто связывают в таких случаях снижение уровня страховой защиты и свои обманутые ожидания относительно размера страхового возмещения при наступлении убытка не с недосубсидированием, а с работой страховой компании и системы в целом. В итоге в ряде случаев получается замкнутый круг: в регионе, где застрахованные аграрии недополучили господдержку, ухудшается их отношение к агрострахованию, в результате снижается спрос на страховую защиту — и в следующем году орган АПК региона еще в большей степени уменьшает ее субсидирование.
Необходимо предусмотреть механизм, при котором средства на агрострахование должны выделяться к началу посевной на основе адекватной оценки потребностей региона и возможностей федерального бюджета. До сих пор этому вопросу уделялось недостаточно внимания, так как с 2012 по 2015 г. каждый раз в конце года проводилось перераспределение субсидий из одних регионов в другие, где страхование более востребовано, а это около 30 основных аграрных регионов. Но в конце прошлого года перераспределение не было произведено, в результате чего в 20 регионах заключенные договоры страхования были недофинансированы. В том числе такая ситуация наблюдалась в Приморском крае, пострадавшем от тайфуна «Лайонрок». А также в таких крупнейших зернопроизводящих регионах, как Ставропольский край, Белгородская область и другие. Сейчас регионы в некоторой степени дезориентированы необходимостью финансировать агрострахование в рамках «единой субсидии». Наступил момент перехода к единому стратегическому планированию системы агрострахования, отвечающей масштабным задачам всего агропромышленного комплекса России.