Рост себестоимости производства молока и уход с рынка небольших и неэффективных хозяйств приводит к ускорению процессов консолидации в отрасли. За последние пять лет 30 крупнейших игроков увеличили выпуск продукции на 1,5 млн тонн, заняв 15% рынка, а через два-три года их доля может вырасти до 20%. Осложнит бизнес отмена субсидирования государством части затрат на строительство ферм.
С 2015 по 2020 годы 30 крупнейших производителей товарного молока суммарно увеличили выпуск продукции на 1,5 млн тонн, что соответствует 50% общего прироста рынка. Об этом свидетельствует данные совместного исследования Национального союза производителей молока («Союзмолоко») и Streda Consulting.
Гендиректор «Союзмолока» Артем Белов ожидает, что по итогам 2021 года объем производства увеличится на 3%, до 24,2 млн тонн., а повышение себестоимости приведет к дальнейшей консолидации рынка. Глава Streda Consulting Алексей Груздев отмечает, что 30 крупнейших игроков за пять лет увеличили долю рынка с 10% до 15%, а в ближайшие два-три года она может вырасти до 20%. По его словам, консолидация обеспечивается расширением производства со стороны крупных игроков.
Так, говорится в исследовании, «Эконива» Штефана Дюрра увеличила выпуск товарного молока на 22%, до 924,7 тыс. тонн. Принадлежащий семье экс-главы Минсельхоза Александра Ткачева Агрокомплекс им. Н. И. Ткачева нарастил производство на 15%, до 312,1 тыс. тонн. Структура сингапурской Olam International ГК «Русмолко» увеличила поставки на 43%, до 131 тыс. тонн, что позволило группе вытеснить с третьего места АПХ «Дороничи» (рост 1%, до 125,5 тыс. тонн).
Штефан Дюрр отмечает, что в молочной отрасли процессы консолидации не так заметны, как в птицеводстве или свиноводстве, но они идут. По его словам, происходит это за счет ухода в растениеводство небольших непрофильных игроков из-за высоких цен на зерно. Гендиректор УК «Русмолко» Суманта Де указывает, что рынок пока сильно фрагментирован и большая часть производства обеспечивается средними и мелкими игроками, но в среднесрочной перспективе именно сегмент крупного промышленного производства имеет большой потенциал для роста. В Агрокомплексе им. Н. И. Ткачева заявили, что не фиксируют консолидацию рынка.
Алексей Груздев добавляет, что в молочной отрасли пока единичны случаи сделок M&A. По его словам, крупные агрохолдинги расставляют приоритеты в инвестициях в пользу других отраслей. Кроме того, в отрасли действует мера господдержки в виде компенсации части капитальных затрат, что делает более выгодным новое строительство, а не покупку готового бизнеса, указывает эксперт. По его мнению, активные сделки по поглощению в отрасли могут начаться после отмены субсидирования.
По словам Артема Белова, ускорить консолидацию может рост себестоимости производства молока за год на 18%. По данным «Союзмолока», из-за этого небольшие хозяйства в регионах уходят в более рентабельные отрасли. Гендиректор агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко добавляет, что наибольшее влияние оказало удорожание кормов: за год белковая и энергетическая составляющие выросла более чем на 80%, а витамины подорожали на 60%.
Заместитель гендиректора ГК «Дамате» Андрей Григоращенко напоминает, что 30% молока до сих пор производится на устаревших фермах, а 48% — на малых предприятиях и в личных хозяйствах, при этом доли рынка небольших и неэффективных игроков снижаются в пользу крупных. Но потенциал роста за счет повышения продуктивности в крупных комплексах уже невысок — этот показатель находится на уровне ведущих стран ЕС, указывает Артем Белов. По его словам, сектор может расти за счет новых крупных комплексов, для чего необходимо сохранить субсидирование 25% капитальных затрат.