Telegram Agrovesti chanel
Реклама

Кто виноват в росте цен в магазинах

Источник: Российская газета

Цена на яйца в Ставропольском крае побила психологическую отметку в сто рублей за десяток, продолжает расти и местами уже доходит до 150. Аналогичная ситуация складывается и в других регионах России. Не отстает и стоимость курятины. Чтобы как-то справиться с ситуацией, минсельхоз РФ предложил в 2024 году снять барьеры для импорта, разрешив ввезти без пошлины до 160 тысяч тонн импортной птицы.

В августе высокопоставленные чиновники рассказывали населению страны, что нет причин для роста цен, например, на свинину и курицу, а в сентябре следует ожидать сезонного снижения стоимости. Но не сбылось. Цены растут.

Чтобы решить проблему, необходимо понимать причину ее возникновения. Врач не может лечить больного без постановки правильного диагноза. Так насколько точно чиновники, отвечающие (или не отвечающие) за эти проблемы, понимают, почему цены в магазинах растут?

Любой законодательный акт, который требует для своего исполнения затрат, обязательно будет кем-то оплачен: либо средствами из бюджета, либо потребителями продукции и услуг, которые регулируются данным документом. В последние годы принято достаточно много различных нормативно-правовых мер, которые повлияли на себестоимость продовольственной продукции и цены на нее в магазинах.

Административные ограничения в виде тахографов, система "Платон", борьба с перегрузом и так далее привели к оттоку из отрасли автоперевозок частников (сейчас не хватает 60 тысяч водителей). Следовательно, снизилась конкуренция, и только за последний год в полтора раза выросли тарифы. Надо ли говорить, что это удорожание оплачивает покупатель каждого товара в любом магазине?

Закон "о навозе" (строительство бетонных навозохранилищ, штрафы и так далее) также оплачивается потребителями животноводческой продукции - всеми нами. Различные штрафы и экологические сборы вносят свою лепту в цену, в том числе и на мясо птицы и яйца. Увеличение трудозатрат в производстве пищевой продукции, связанное с введением "Честного знака" и соответствующей системы учета, привело к оттоку сотен миллиардов рублей из карманов наших потребителей из-за повышения стоимости продовольственной продукции в магазинах.

И кстати, отравления пищевыми продуктами не прекратились, потому что фальсифицированные товары теперь продаются в том числе и с соответствующим QR-кодом, о чем в свое время предупреждали аналитики, к мнению которых чиновники не прислушались. Сейчас это похоже на сбор денег ради получения информации, которая никому не нужна. Эти и другие инициативы всегда имеют своих выгодоприобретателей.

Позволив беспошлинный ввоз 160 тысяч тонн мяса птицы, государство откажется от значительных денег ради увеличения конкуренции на рынке курятины в нашей стране. Так, может, следовало бы вместо кормления чужих товаропроизводителей отменить прошлогодний приказ минсельхоза N 269, который запрещает торговлю домашним мясом, если животное не было забито на сертифицированных бойнях?

Кстати, если в отношении остальных видов мяса документ действовал с сентября 2022 года, то в отношении курятины - с первого марта 2023-го. А ведь 160 тысяч тонн курятины - это всего три процента от производства этого мяса в России на сегодняшний день. Их вполне можно было бы заместить нашим домашним мясом. Это принесло бы дополнительные доходы сельчанам. Кстати, аналитики при обсуждении этого приказа предупреждали, что он принесет пользу только крупным монополистам, снизит конкуренцию и может привести к росту цен на мясо в стране, что мы сегодня и наблюдаем.

В последние годы принято много нормативно-правовых мер, которые повлияли на себестоимость продукции и цены на нее в магазинах

К сожалению, подобных примеров административного воздействия на рынок предостаточно. Все это вместе с крайне неэффективной работой наших правительственных чиновников по контролю за всей цепочкой - от производства до прилавка - приводит к ценам, которые мы сегодня видим в наших магазинах, и к новостным заголовкам о подорожании продуктов ежедневного потребления. Система мониторинга цен выстроена крайне неэффективно. Кто-нибудь сообщил нашим жителям, что те же самые яйца, которые сегодня отпускаются по цене выше 100 рублей, с мая по август покупались у производителей по 40? Это привело к снижению цен в магазинах?

Руководитель крупной птицефабрики сказал мне, что четыре месяца (с мая) они продавали яйца себе в убыток. Это привело к сокращению маточного поголовья, затем к сокращению поголовья кур-несушек, потом к сокращению предложения яиц и естественному, к сожалению, повышению цен.

Летом производители яиц терпели убытки, но сохраняли цены в расчете на то, что к Новому году спрос и закупочная цена вырастут и компенсируют это. Возникает вопрос: почему чиновники, ответственные за мониторинг цен, не видели, что торговые сети в несколько раз увеличили наценку на яйца с мая по август, а сегодня после роста цен не планируют терять доходы, к которым они привыкли? Это связано с тем, что наценки торговых сетей на многие виды социально значимой продукции не мониторятся и по факту никем не контролируются (в отличие от цен).

При возросшей за последние два года монополизации продовольственного рынка в стране это позволяет торговым сетям вытаскивать из карманов наших потребителей ровно столько, сколько они могут заплатить за продукты питания. И сколько бы ни пыталось правительство увеличивать доходы граждан, торговые сети с помощью неконтролируемых наценок сделают все, чтобы достать из кошельков максимум.

Это напоминает ситуацию с подсолнечным маслом, о которой мы писали в прошлом году. Тогда цена на подсолнечник снизилась, а цена на масло осталась прежней, то есть переработчики вместе с торговыми сетями кратно повысили свою рентабельность. И это продолжается до сих пор. Возможно, в профильных ведомствах не хватает специалистов, которые разбираются в структуре себестоимости товаров на прилавках. А почему бы в таких случаях не приглашать независимых аналитиков и не прислушиваться к их мнению?

Возможно, следует создать экспертный Совет с "правом вето" при президенте или в структуре Госсовета, независимый от министерств, ведомств и различных групп влияния, которые лоббируют свои бизнес-интересы, для оценки нормативно-правовых актов на предмет того, могут ли нововведения нанести ущерб экономике страны, и того, как они отразятся на ценах в наших магазинах.