Правительственная комиссия по повышению устойчивости российской экономики 20 марта рассмотрела и утвердила перечень системообразующих организаций, чье финансовое состояние власти, в условиях обвала цен на нефть и пандемии коронавируса, будут мониторить и по необходимости рассматривать вопрос об оказании поддержки. 21 апреля Минсельхоз России утвердил список системообразующих предприятий, состоящий из 66 головных компаний и их структур, в основном агрохолдингов.
Логика государства, с одной стороны, понятна. Крупные предприятия способны организовать потоки продовольствия при возможных ограничениях на фоне карантина. При этом ситуация неоднозначная с точки зрения последствий поддержки исключительно крупного бизнеса. Ориентир на поддержку крупного бизнеса может усилить его позиции, в то время как малый и средний бизнес может уйти с рынка. После отмены всех ограничений ему будет просто некуда возвращаться, так как ниши будут заняты агрохолдингами, которые за счет господдержки нарастят объемы производства и закрепятся на рынке.
«АгроВестник» решил узнать, насколько возможен данный сценарий.
Глава крестьянско-фермерского хозяйства расположенного в Воронежской области, Никита Токмаков, уверен в точности описываемого нами сценария. «Многие бизнесмены заявляют, что эти 40 дневные каникулы, девальвация рубля и усилия государства по нераспространению вируса просто «срубят на корню» большое количество малых и средних предприятий. Бизнес находится в ожидании «плачевного» развития событий. Большое количество малых и средних предприятий в АПК живут только от оборота, которого сейчас просто нет. Им нужно перевести людей на каникулы с сохранением заработной платы. При этом, фонд оплаты труда может составлять 30-40%, а у кого-то и 70% всего оборота».
Перспективность расширения списка предприятий, которым необходима поддержка, видит Ольга Абрамова, Заместитель председателя правительства Удмуртской Республики, Министр сельского хозяйства и продовольствия республики. «Федеральный список не охватывает все отрасли. Есть такие сегменты, в которых большое значение имеет малый и средний бизнес. Например - картофелеводство, рыбоводство. Кроме того, очевидно, что компании федерального уровня не смогут обеспечить всех запросов регионов».
Но любой кризис это не только проблемы, но и возможности. Текущая ситуация, наоборот выгодна малому и среднему бизнесу в АПК, как считает Татьяна Козлова, старший руководитель проектов, направление «Оценка и финансовый консалтинг» Группы компаний SRG. По ее мнению, Согласно Указу Президента, нерабочее время не распространяется на производителей товаров первой необходимости, куда входят продукты питания. Соответственно, при грамотном подходе небольшие предприятия даже могут нарастить сбыт за счет более быстрого реагирования на изменения, их маневренности. К примеру, существенно вырос рынок онлайн-торговли. Перечень системообразующих предприятий существовал и во время кризиса в 2008 году, обновлялся на фоне нефтяных войн и расширился сейчас. Основная цель указанного списка – недопущение остановки крупных сельхозпредприятий, своевременное финансирование операционной деятельности, так как крупные агрохолдинги закредитованы. Дополнительно их никто не поддерживает, но в период кризиса, если попросят, им помогут. Но нужно понимать, что любая помощь не будет бесплатной.
«При этом в период пандемии Сбербанк и ВТБ запустили пилотные проектные по короткому кредитованию (пока полгода) малого и среднего бизнеса до 0% годовых на выплату заработной платы, будут и программы реструктуризации по имеющимся кредитам, отсрочки по выплатам арендной платы за госимущество и др. Таким образом, в период кризисов мелкие сельхозпроизводители наоборот лучше выживают за счет более быстрой маневренности», - продолжила Татьяна Козлова.
Артем Белов, генеральный директор «Союзмолоко», отмечает важность списка системообразующих предприятий, как индикатора ситуации в отрасли. Он объяснил, что вопрос не только в том, что этим предприятиям потенциально может быть оказана господдержка, как это было в 2008 и в 2014 годах, хотя в те годы список был гораздо уже. Вопрос в том, что именно по этим предприятиям будет мониториться ситуация в отрасли. «Это очень важное отличие: государство может и не выделять каких-либо средств поддержки, все будет зависеть от того, что будет происходить на отдельно взятых предприятиях, но по этим компаниям будет собираться срез информации для всего рынка. Попадание в этот список, это вовсе не гарантия, что вы получите какие-то дополнительные субсидии, - это первое. Второе: в части поддержки предприятий АПК на сельское хозяйство действительно выделяется в настоящий момент достаточно существенные средства. Конечно, по некоторым направлениям особенно в текущей ситуации нам необходимы дополнительные меры поддержки. Сегодня работа отраслевых союзов как раз сосредоточена на том, чтобы в диалоге с государством найти те механизмы, которые позволят эффективно и успешно пережить этот неблагоприятный период. Он, кстати, касается не столько крупных предприятий, сколько отрасли в целом. Список системообразующих предприятий – это инструмент для понимания ситуации в секторе, а механизмы поддержки отрасли отдельно разрабатываются для всех предприятий сектора. И здесь есть четкие приоритеты, которые мы выделяем».
К сожалению, ситуация в отрасли остается очень сложной. Бизнес-среда наэлектролизована, и чтобы малый и средний бизнес прошел кризис успешно нужна поддержка. Какой она должна быть мы также спросили у наших экспертов.
Активно в противодействие негативным последствиям кризиса включилась Удмуртская Республика. По словам Ольги Абрамовой, региональный перечень мер поддержки предприятий пока уточняется. «Сейчас мы работаем над мерами поддержки для системообразующих предприятий в нашем регионе. О полном перечне - говорить пока рано. Однако, я считаю, что очень актуальны - бесплатные кредиты с отсрочкой уплаты основного долга для организаций нашего направления. Все остальное ответственный бизнес сделает сам».
Для поддержания своего бизнеса в кризисной ситуации глава КФХ Никита Токмаков, предлагает, первое и необходимое, - ввести беспроцентные кредиты, практически нулевые на то, чтобы пополнить оборотные средства, на то, чтобы сделать определенные необходимые выплаты. Второе, необходимо сдержать рост цен на СЗР, ГСМ, запчасти, удобрения, хотя бы на то, что не покупается за рубежом. Третий момент, это сделать некоторый вариант каникул, а может быть даже не каникул, а на тот период который предприятие не работает обнулить платежи по кредитам, возможно по аренде и платежи по налогам. Почему предприятие должно платить налоги, если оно не работает.
По мнению Татьяны Козловой, эксперта Группы компаний SRG, пока господдержка идет в правильном направлении. «Понятно, что для крупного и малого бизнеса – это разные инструменты. Объявление нерабочим целого месяца – серьезный удар по всем направлениям бизнеса. При этом продукты питания нужны всегда и сельхозпроизводители не останавливают деятельность. В ситуации, когда логистика импорта нарушена, местные производители как раз могут занять дополнительные ниши. В ближайшее время, скорее всего, начнутся ценовые войны, так как доходы населения сокращаются, и здесь уже зависит от самих производителей что возобладает: жажда прибыли или расширение сбыта при небольшой доходности».
Генеральный директор «Союзмолоко» Артем Белов, представил отличный план поддержки отрасли в сложившейся ситуации. Так, по его мнению, основное, что сейчас крайне необходимо для всего аграрного комплекса – это обеспечить предприятия оборотными средствами. «Нужно, по нашему мнению, выделить дополнительные объемы льготного кредитования. Это одна из самых главных мер поддержки, которая могла бы быть. Важно при этом сохранить льготную кредитную ставку на уровне 3-5%. Мы уже получаем сигналы о попытках банков пересмотреть ставки по ранее выданным кредитам, и такие действия, безусловно, необходимо пресекать. Кроме того, мы считаем правильным увеличить лимиты кредитования на одного заемщика по данному направлению».
Второе, что предлагает Белов, – это снижение административных барьеров по всем направлениям. Необходим отказ от внедрения дорогостоящей системы маркировки готовой молочной продукции. Данная система в значительной степени дублирует уже действующую систему «Меркурий». При этом с точки зрения борьбы с нелегальным оборотом «закрывает» только блок, связанный с контрафактом, который в целом не характерен для молочной отрасли. При этом инвестиционные затраты в 35 млрд рублей являются неподъёмными для отрасли в текущей финансово-экономической ситуации.
Еще один важный вопрос - экологически требования. Экологическое законодательство на период неблагоприятной ситуации не должно резко ужесточаться, важно отложить действие ряда требований, которые влияют на себестоимость продукции.
Необходимо в целом ограничить контрольно-надзорную деятельность и ввести мораторий на плановые проверки и рассмотрение административных дел по случаям, не имеющим отношения к опасности распространения коронавирусной инфекции.
«Третий важный фактор – это работа с себестоимостью. Верным решением было бы обнуление таможенной пошлины на приоритетные товары, не имеющие аналогов в России, в том числе, оборудование, корма, ветеринарные препараты и прочие товары, используемые в сельскохозяйственном производстве и пищевой промышленности.
Это три главных направления поддержки, которые помогли бы помочь производителям независимо от размеров предприятия», - заключил Генеральный директор «Союзмолоко».
Конечно, бизнесу изнутри, гораздо понятнее и виднее, что необходимо предпринять в этой сложной ситуации, остается надеяться, на то, что Правительство подключит все возможные ресурсы для поддержки агропромышленного комплекса, ведь по словам Президента России Владимира Путина Развитие АПК одно из ключевых условий увеличения эффективности национальной экономики.