Мировые цены на пшеницу снижаются после исторических рекордов, зафиксированных в начале марта. Аналитики связывают это с ожидаемым хорошим урожаем в северном полушарии, в том числе в России, и восстановлением украинского экспорта через черноморские порты. При этом российский экспорт существенно ниже прошлых лет. Эксперты полагают, что цены достигли дна падения или находятся близко к нему и могут вернуться к росту из-за мировой засухи.
В начале марта, вскоре после объявления о начале российской «спецоперации» на Украине, мировые цены на пшеницу обновили исторические максимумы. Например, цена американского фьючерса на пшеницу на Чикагской бирже достигла $13,4 за бушель, или $493 за тонну. По состоянию на 18:30 мск 23 августа цена фьючерса на пшеницу с поставкой в сентябре составляла $7,9 за бушель ($290 за тонну) — чуть менее чем в два раза меньше мартовского пика. В понедельник, 22 августа, на парижской бирже MATIF мукомольная пшеница торговалась по €316,8 за тонну, снизившись с предыдущего пика 23 мая в €418,5.
Цены на зерновые, в том числе на пшеницу, традиционно снижаются в начале нового сезона, который стартует 1 июля, объясняет аналитик по товарным рынкам «Открытие Брокер» Оксана Лукичева. По ее словам, текущий сезон 2022/2023 не стал исключением: цены значительно упали, а в августе наметилась некоторая стабилизация. «В первую очередь падению [цен] способствовало ожидание поступления на рынок объемов зерновых нового урожая, кроме того, запасы зерна старого урожая оставались высокими, дополнительно оказывая давление на рынок, — говорит Лукичева. — До сих пор на рынок продолжает поступать украинское зерно по крайне низким ценам, сбивая уровень цен по всему Причерноморью». Кроме того, ожидание рекордного урожая пшеницы в России также сказалось на стоимости, добавляет эксперт.
Рынок в июле и августе совершенно иррациональный, скептичен генеральный директор компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко: «На первых страницах западных СМИ — рекордная засуха в Европе, США, Аргентине и Китае. Понятно, что мы получим реальный провал урожая во всех перечисленных странах и сокращение производства на Украине. Получим и снижение производства, и снижение озимого сева под урожай 2023 года. А цены при этом падают». По словам Петриченко, рынок реагирует на возобновление вывоза украинского зерна, повышение оценок урожая в России, укрепление курса доллара и снижение курса евро. «Но на остальные факты и реалии рынок не реагирует совсем, как будто их нет», — удивляется Петриченко.
Российские рекорды и мировой рост
Аналитики сходятся на том, что в нынешнем году Россия сможет собрать рекордный урожай пшеницы. Аналитический центр «Совэкон» прогнозирует его на уровне 94,7 млн т, что значительно выше зафиксированного в 2017 году рекорда 86 млн т. Петриченко из «ПроЗерно» также полагает, что урожай пшеницы может достичь 95 млн т.
Аналогичный прогноз и у Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) — порядка 95 млн т. Правда, по словам генерального директора ИКАР Дмитрия Рылько, потенциальным риском является поздняя уборка: из-за возможного ухудшения погоды в Центральном регионе и Поволжье аграрии могут потерять часть урожая.
Согласно прогнозам, урожай зерновых в этом году мог составить 130 млн т, включая 87 млн т пшеницы. Однако в начале августа министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев сказал, что запланированные объемы могут быть не достигнуты из-за позднего начала уборки в некоторых регионах, связанного с холодной весной, дождливой и ветреной погодой, а также проблем с поставками комплектующих для сельскохозяйственной техники иностранного производства.
Минсельхоз США оценивает российское производство пшеницы в 88 млн т. В августе ведомство повысило прогноз общемирового производства на 8 млн т — до рекордных 779,6 млн т. Прогноз вырос на 7 млн т — во основном за счет увеличения урожаев в России, Австралии и Китае. Прогноз по производству пшеницы в Китае и Австралии составляет соответственно 138 млн т и 33 млн т, что, по мнению аналитиков министерства, должно перевесить ожидаемое снижение производства культуры на 3 млн т (до 103 млн т) в Индии и на 2 млн т (до 132 млн т) в Евросоюзе. Прогноз производства в самих США составляет 48,5 млн т.
Российский экспорт падает
Эксперты отмечают: в этом году экспорт пшеницы из России ниже, чем в 2021-м. С начала сельскохозяйственного года, который стартовал 1 июля, и до 15 августа Россия экспортировала 4,7 млн т пшеницы — на 13% меньше, чем год назад, говорила «Интерфаксу» директор аналитического департамента Российского зернового союза Елена Тюрина. По ее словам, больше всего закупил Иран — 928 000 т, хотя это меньше, чем год назад, когда было куплено немногим более 1 млн т. На втором месте — Турция, сократившая закупки на 35%, до 913 000 т.
В августе прошлого года Россия экспортировала 5,3 млн т пшеницы. «Это был самый замечательный рекордный месяц, — говорит Петриченко из «ПроЗерно». — Сейчас такое на падающем рынке повторить очень сложно». По словам Петриченко, одним из препятствий наращиванию российского экспорта пшеницы являются высокие экспортные пошлины, которые с учетом внутренних цен делают российское зерно неконкурентоспособным по сравнению, например, с французским, которое дешевле российского. «Экспортный потенциал у нас очень большой ввиду рекордного урожая, — говорит Петриченко. — Мы можем экспортировать 42-43 млн т, но реализовать эти объемы в нынешних условиях очень непросто».
«Совэкон» оценивает экспорт российской пшеницы в июле-августе 2022 года в 5,9 млн т, что на 27% ниже, чем за аналогичный период прошлого селькохозяйственного сезона. По мнению аналитического центра, экспорт остается вялым, так как цены FOB (режим, при котором продавец несет расходы по транспортировке только до поставки товара на борт судна, нанятого покупателем. — Forbes) на российскую пшеницу слишком высоки по сравнению с другими поставщиками, в первую очередь из ЕС. Стоимость российской пшеницы в последнее время превышала стоимость французской, в то время как она должна быть ниже на $7-15 за тонну, чтобы российский экспорт мог вырасти в пиковые месяцы сезона — августе-ноябре.
Высокие цены FOB в России отражают проблемы, с которыми сталкиваются российские экспортеры, отмечают в «Совэконе». Рубль крепкий, а экспортная пошлина по-прежнему очень высока и в настоящее время составляет около $80 за тонну. В результате фермеры неохотно расстаются со своей пшеницей. Текущие средние внутренние цены на продовольственную пшеницу (12-12,5% протеина) составляют 12 025 рублей за тонну ($201), на 5% ниже, чем год назад, в то время как затраты фермеров на гектар за год выросли на 20-25%. Экспортеры также могут столкнуться с дальнейшим падением поставок осенью из-за ухудшения погодных условий в Черном море зимой и сезонной остановки речной навигации. Кроме того, как отмечает «Совэкон», в феврале 2023 года Россия введет экспортную квоту, которая может ограничить экспортные потоки.
В итоге падение цен на российскую пшеницу усиливается не только за счет общемировых трендов, но и из-за сокращения экспорта и ожиданий рекордного урожая. «Экспорт российской пшеницы может ускориться в краткосрочной перспективе из-за падения цен на внутреннем рынке и/или роста мировых цен на пшеницу, — считает директор «Совэкона» Андрей Сизов. — Мы полагаем, что российский внутренний рынок далек от дна [по ценам], тогда как есть большая вероятность, что глобальный рынок его уже преодолел».
Лукичева из «Открытие Брокер» тоже полагает, что цены на пшеницу могут подняться — из-за падающих запасов и сокращения возможностей экспорта у стран, пострадавших от засухи. «По сути, сейчас мировые цены на пшеницу уже ниже, чем до «спецоперации», — отмечает Петриченко из «ПроЗерно». — Но пока повышательный тренд не образуется. Мы находимся в режиме неприятного снижения, когда падаешь вниз и все еще не ощущаешь, где же опора. Вопрос, где [ценовое] дно — когда мы до него дойдем, упремся и оттолкнемся — пока открытый. Я предполагал, что это произойдет в августе, но август заканчивается, а разворота пока не произошло».