Новые предложения по вывозным пошлинам на пшеницу, а также их введение для кукурузы и ячменя - повод для снижения оценок экспортного потенциала зернового рынка в РФ, сообщил РИА Новости директор департамента стратегического маркетинга аналитического центра "Русагротранса" Игорь Павенский.
"Мы уже понизили прогноз по экспорту зерна с 51 миллиона тонн и с 40 миллионов тонн по пшенице - до соответственно 48 миллионов тонн и 38 миллионов тонн, когда стало известно о введении пошлины 25 евро внутри квоты. Сейчас можно говорить о порядка 47 миллионах тонн (зерно – ред.) и 36 миллионах тонн (пшеница – ред.) соответственно (с учетом ЕАЭС)", - сказал Павенский.
Правительство РФ в конце декабря объявило комплекс мер в связи с ростом цен на продукты в России, установив, в частности, в период с 15 февраля по 30 июня 2021 года квоту на экспорт пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы в объеме 17,5 миллиона тонн. На тот же срок, с 15 февраля по 30 июня, введена пошлина на экспорт зерна: для пшеницы в рамках квоты - 25 евро за тонну и нулевая - для других культур. На текущей неделе Минсельхоз РФ предложил повысить с 15 марта экспортную пошлину для поставок пшеницы из России до 45 евро за тонну, а также ввести пошлины для кукурузы и ячменя в размере 25 евро за тонну и 10 евро за тонну.
Аналитический центр "Совэкон" отреагировал на декабрьское решение по пошлине снижением прогноза экспорта пшеницы сразу на 4,5 миллиона тонн - до 36,3 миллиона тонн с 40,8 миллиона тонн. "Сейчас, думаю, будем понижать дальше", - сказал директор центра Андрей Сизов. Институт конъюнктуры агарного рынка (ИКАР) не исключает в ближайшее время снижения прогноза по экспорту пшеницы из РФ (в настоящее время – 38,5 миллиона тонн), сообщил гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько.
Экспорт зерна из России в 2019-2020 сельскохозяйственном году (с 1 июля 2019 года по 30 июня 2020 года) составил 41,7 миллиона тонн, пшеницы - 33,2 миллиона тонн. Минсельхоз РФ ожидает, что в 2020-2021 сельхозгоду экспорт зерна составит 45 миллионов тонн, пшеницы - 35 миллионов. Вице-премьер Виктория Абрамченко в октябре заявила, что экспорт зерна в сезоне 2020-2021 годов может составить порядка 50 миллионов тонн.
По словам Павенского, в середине декабря, когда стало известно о введении пошлины, пшеница на мировом рынке (4-го класса, 12,5% протеина, ФОБ) котировалась примерно по 255 долларов за тонну, а до того, как стало известно про второе повышение пошлины с марта, подорожала до 275 долларов. На новостях текущей недели добавилось еще порядка 13 долларов; возможно, рост будет еще, заметил он.
Но внутренние цены на пшеницу пока отыгрывают закупку под текущие контракты, демонстрируя с конца прошлого года небольшое, на 200-300 рублей за тонну, снижение в удаленных регионах – например, Центре и Поволжье. На юге, куда зерно можно привезти достаточно быстро и успеть отгрузить до середины февраля, продолжил Павенский, пшеница дорожает - в частности, в порту Новороссийска на 600 рублей, до порядка 18 тысяч рублей за тонну. "Ситуация на внутреннем рынке будет показательной только с февраля, она еще формируется, равно как и экспортная", - пояснил эксперт.
Он также отметил, что говорить о существенных потерях в экспортных поставках, с учетом того, что российский урожай очень высокий, наверное, в настоящий момент не очень правильно. "Мы бы все равно не смогли бы сохранить такие объемы, какие вывозились осенью. Конкуренты тоже поднимают цены, потому что российская пшеница занимает весомые объемы, но мы останемся среди лидеров, и во второй половине сезона, после Австралии, конечно, наряду с США, Канадой и ЕС", - сказал Павенский.
По предварительной оценке Росстата, валовый сбор пшеницы в России в 2020 году составил 85,873 миллиона тонн - это второй в истории урожай после рекорда 2017 года, когда было собрано 86,003 миллиона тонн.
Павенский также считает важным, чтобы выработанные ведомствами решения не менялись до конца экспортного сезона. "Даже если пошлины не будут нулевыми, важно, чтобы заранее было понятно, что их установили на какой-то достаточно длительный период. А работать каждый месяц в новых условиях - достаточно сложно, учитывая весь тайминг экспортного процесса, требующий времени от полутора месяцев", - сказал собеседник агентства. Он также подчеркнул, что производителям на внутреннем рынке тоже необходимо, чтобы правила игры имели среднесрочную перспективу - для того, чтобы приспособиться и работать в этой ситуации.