1 июня в ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция в онлайн-формате, посвященная актуальной ситуации на рынке зерна в России. Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский рассказал об адаптации отрасли к новым реалиям, ситуации в регионах и экспорте зерна за рубеж, а также оценил введение квоты на экспорт зерна и подсолнечника.
По словам Президента РЗС с введением ограничений из-за пандемии коронавируса в России возникли существенные риски проведения посевной кампании. Риски были связаны с теми ограничениями, которые вводились в регионах на тот период. Речь идет об ограничении перемещения техники, а так же всего необходимого комплекса работ, которые нужны для посевной кампании. К счастью, очень быстро удалось купировать эти риски и избавиться от них. У руководителей регионов и чиновников достаточно быстро пришло понимание, что если провалить посевную кампанию, то последствия будут значительно хуже, чем ущерб от коронавирусной инфекции.
"В конечном итоге, это привело к тому, что мы не только раньше начали посевной сезон, но и идем более быстрыми темпами и продолжаем сохранять, по отношению к прошлому году, прибавку к площадям. На текущий момент 27 млн га уже засеяны зерновыми яровыми культурами - это 93% от планируемого. То есть осталось всего 7%, и мы достаточно быстро их добьем и видимо даже раньше срока", - заявил Аркадий Злочевский.
Однако, Президент РЗС отметил, что за этот период в отрасли довольно сильно подросли издержки. В первую очередь это связано с тем, что несмотря на обвал цены на нефть - цены на энергоносители в России выросли.
"Поскольку много ресурсов, которые мы используем в проведении работ, завязаны на долларовые цены, а стоимость рубля упала, естественно это привело к подорожанию этих ресурсов в рублевом выражении. У нас достаточно серьезно растут цены на все ресурсы, которые мы используем и топливо и удобрения. Хотя удобрения, в общем не импортный товар, но они, так же как и зерно, все равно привязан к долларовой цене и естественно подорожает, а за ним и средства защиты. И естественно, все это отразилось на текущих ценах. Мы пока еще не знаем как сложится экономика в следующем сезоне, в этом сезоне она достаточно неплохая. В связи с тем, что у нас рекордные рублевые цены на пшеницу - порядка 15,5 тыс. рублей, это в некотором плане компенсировало издержки", - считает Злочевский.
Что касается экспорта зерна из России, то в своем выступлении Аркадий Злочевский отметил, что динамика и перемены среди потребителей нашего зерна были всегда достаточно высокими. Сейчас география поставок зерна составляет более 130 стран. Ежегодно кто-то уходит от закупок нашего зерна, кто-то приходит к закупкам в течение одного сезона. Достаточно серьезно изменилась палитра наших покупателей за последний сезон. Египет уступил первое место Турции и занял второе место, на третье место вернулся Иран, который уходил на достаточно большой срок по объемам закупок. На серьезных позициях находится Саудовская Аравия, которая начала закупать в этом сезоне нашу пшеницу и Бангладеш.
Ситуация меняется каждый сезон и многое будет зависеть от покупательской способности. Падение покупательской способности приводит к снижению спроса: продавать прежние объемы продукции по прежним ценам становится невозможно, поэтому нужно либо снижать цены, либо — объемы продаж. При этом издержки производителей выросли из-за девальвации рубля и использования ресурсов, цены которых зависят от курса доллара. «Эта ситуация может создать такие экономические тиски для участников рынка, что в следующем году они не смогут сохранить нынешний технологический уровень и отсеяться также, как в этом», — допустил Злочевский.
Дополнительным негативным фактором для отрасли растениеводства могут быть решения государства, которые не отвечают потребностям рынка. По словам Злочевского, смысл ограничений — введение квоты в 7 млн т — непонятен: союз с самого начала говорил, что эта мера вопреки ожиданиям Минсельхоза не приведет к снижению цен на зерно. В итоге мы получили противоположный эффект, причем цены выросли не только в России, но и на мировом рынке. «Квота ничего хорошего не приносит рынку кроме нервозности и дополнительных рисков», — подчеркнул Злочевский.
По его оценке, внутри квоты в июне осталось вывезти около 700 тыс. т зерна, в целом в июне поставки за рубеж могут составить 1-1,5 млн т с учетом поставок в страны ЕАЭС. Активные отгрузки зерна возобновятся в начале нового сезона, однако на рынке есть определенные риски и проблемы, которые «висят дамокловым мечом», — отметил глава РЗС. 2019/20 год зерновой сектор прожил с неплохими ценами — в среднем экспортные цены на пшеницу были на уровне $220-230/т, тогда как в предыдущие сезоны ее стоимость падала и до $160/т. Однако новый урожай сейчас торгуется на $30/т ниже текущих цен, сравнил Злочевский. Это связано как с ожиданиями хорошего валового сбора зерновых в мире и сильными позициями стран-конкурентов, так и с глобальным падением платежеспособности на фоне кризиса. «Пока непонятно, какой будет ситуация с ценами на зерно в новом сезоне», — добавил Злочевский. По его словам, неизвестно, смогут ли наши основные покупатели из-за падения экономик во всем мире поддерживать платежеспособность в прежнем режиме, и сможем ли мы отгружать им зерно под риски неоплаты.
Кроме квотирования экспорта зерна, по мнению Президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского, также не было смысла запрещать вывоз подсолнечника, между тем обсуждается возможность продления этого запрета.
"В таких условиях агрокультуру просто невыгодно сеять", -считает президент РЗС.