В ближайшие десятилетия дефицита сельскохозяйственной продукции в мире не будет. Такой сценарий озвучили участники конференции «Где маржа-2018». Стимулирующие причины: снижение темпов роста населения и ускорение внедрения агротехнологий. При этом, роль России во внедрении новаций пока одна из самых незначительных.
Например, отечественные* аграрии используют до 10% технологий для точного земледелия, в странах Евросоюза их применяют примерно 80% фермеров, в США — 60%. Возможности для технологического прогресса в АПК нашли эксперты рынка и представители агропредприятий.
Среди основных технологий, влияющих на изменения в пищевой отрасли до 2030 года, эксперты назвали альтернативные протеины, технологии верификации качества и безопасности пищи, персонализированные на генетическом уровне рекомендации по питанию, точное земледелие, редактирование генов в семеноводстве, технологии микробиом. Но для любых технологий критично необходим сбор больших данных и принятие решений на основе их анализа.
Дирк Зеелиг, заместитель генерального директора «КЛААС Восток», сказал, что на рынке ЕАЭС с точки зрения сельскохозяйственной техники есть следующие пути развития: «Это локализация производства, инновационные технологии и сильная стабильная сеть партнеров по сбыту. Машинная интеграция сокращает издержки, предотвращает допущение ошибок и исключает человеческий фактор».
Александр Белов, директор по развитию коммерческих проектов «Сингенты», считает, что вокруг сельского хозяйства есть огромный выбор повышающих эффективность технологий, которые можно внедрить: «Это и системы управления хозяйством, и системы управления животноводством, и умное орошение, спутники и дроны, датчики сбора данных. С чем связано такое медленное внедрение инноваций? Основные причины связаны с человеком: как с фермером, так и с нами».
«Сельскохозяйственная отрасль наименее затронутая цифровыми инновациями. Технологии можно доводить до пользователей за считанные дни. Не стоит бояться того, что технологии сократят кадры: это ускорит производство и даст время на выполнение других задач. Пример: Эксель не убрал бухгалтеров, они просто стали быстрее работать», – отметил Виталий Бузу, генеральный директор «ИнтТерра».
Раньше низкие темпы технологизации в селе оправдывали отсутствием связи. Теперь, по приведенной Виталием Бузу статистике, 82% людей 30-50 лет, работающих в АПК, используют Интернет в телефоне или планшете. Основная причина, почему аграрий не покупает технологии – он не знает, что ему нужно, а тестировать все технологии нет времени, сил и средств. В таких условиях на рынке должны появляться независимые эксперты, которые смогут объективно рекомендовать технологию.
«Мы, агропроизводители, посередине. Есть инвесторы, которые ищут прибыльные бизнес-модели. Есть стартапы с агроновациями. Им очень сложно доходить до нас, сельхозпроизводителей, говорить с нами на нашем языке и продавать нам продукт, который нам реально нужен. Есть поставщики, которые заинтересованы, с одной стороны, в продвижении технологий, но только если они смогут сохранить свою маржу и свою часть рынка», – комментирует ситуацию на рынке агротехнологий управляющий директор группы компаний «АгроТерра» Патрик Гидирим. По опыту «АгроТерры», выход технологии на большой рынок случается, когда до продажи ноу-хау проходит тестирование в реальных производственных условиях. Для таких экспериментов компания открыла Исследовательский центр в 15,5 тыс. га в Центральном Черноземье. В 2017 году тестирование здесь прошли 4 стартапа, 12 технологий и 88 сортов культур. С результатами могут познакомиться фермеры, чтобы увидеть, насколько новое решение увеличит их эффективность.
Фермеры и крупные производители понимают, что игнорирование технологий в перспективе 10 лет –- это путь снижения спроса на их продукцию. «Нас ждет повышение глобальной конкуренции в сельском хозяйстве, поэтому необходимо готовиться и продвигать технологии, чтобы максимизировать эффективность», – прогнозирует Максим Серегин, руководитель департамента продаж в РФ и СНГ «МХК «ЕвроХим».