Александр Пешиков создал компанию «Агро-Спутник» в неполные 25 лет. До этого он успел сделать карьеру в профессиональном спорте, поработать помощником в фермерском хозяйстве своего отца и завести семью. Сегодня «Агро-Спутник» уверенно входит в десятку крупнейших производителей фасованных снеков в стране. ООО «Уолт Дисней Студиос Сони Пикчерс Резлинг» была настолько заинтересована в ТМ «Богучарские семечки» для продвижения фильма «Angry Birds в кино», что совместная промоакция с ООО «Агро-Спутник» прошла на безвозмездной основе. В 2015 году Александр Александрович стал депутатом Воронежской областной Думы и теперь набирается политического опыта. А еще воспитывает бойцовский дух в троих сыновьях.
– Александр Александрович, в юности вы были чемпионом России по греко-римской борьбе. Почему не пошли дальше в спорт? И как произошло превращение тренера в успешного предпринимателя?
– В сезон 1991-1992 года еще проводились «союзные» соревнования, хотя Советский Союз уже распался. Мне было 16 лет, и я выиграл тогда первенство ЦФО России. Тренировал меня знаменитый Владимир Алехин – заслуженный тренер России, не раз демонстрировавший свои навыки борьбы, в том числе на цирковых аренах. Для меня участия в соревнованиях закончились из-за серьезной травмы позвоночника. Но спорт остался в моей жизни. Долгое время я занимался одновременно и предпринимательством, и тренерской деятельностью. Сейчас продолжаю развивать спорт. Наш бизнес достаточно окреп, поэтому я постоянно открываю новые турниры, посвященные не только греко-римской борьбе, но и другим видам спорта. На них выделяется хороший бюджет. В 2017 году они пройдут в Воронеже и Богучаре, естественно, будет ежегодный турнир в честь 9 Мая. Так что спорт и моя жизнь до сих пор тесно связаны.
– Спортивный опыт помогал вам в 90-е годы? Может в рукопашную от конкурентов отбивались?
– Не самая хорошая тема для интервью (смеется). Я в бизнес пришел не из командного спорта. Борьба учит всегда добиваться поставленной цели, полагаться на свои силы. Она закаляет тело и душу и помогает в других делах. Я учился на отделении физкультуры и спорта, там меня поставили на лыжи. А я ими никогда не занимался. На коротких дистанциях обычно уступал, но вот на десять километров мог уже взять темп и сохранять его до конца. То же самое происходит в бизнесе. Не нужно бросать дело на середине. В бизнесе, как и в спорте, главное – сохранить темп на протяжении всей дистанции.
– С чего начинался ваш самостоятельный путь в бизнесе?
– Воронежская область была хорошей сырьевой базой по подсолнечнику, но в начале бизнеса нам не хватало денег. Все строилось на личных взаимоотношениях. Мы начали бизнес вдвоем с братом. Сначала брали сырые семечки в мешках и везли в Калининград, там развозили их по овощным магазинам. На месте покупали немецкие автомобили и везли их на продажу назад. Так сформировали стартовый капитал и взяли сразу две немецкие очистительные машины. Они умели сортировать семечки на 3 фракции в один проход. Это было серьезным улучшением производства. В 1998 году мы поставляли около 500 тонн семечек в месяц. На производстве у нас было 14 зерноочистительных машин «Петкус». Сейчас мы серьезно шагнули вперед. Наш годовой объем переработки – 15 тыс. тонн, и семечки составляют около 70% от всего оборота. Остальное приходится на арахис и фисташки. А недавно мы открыли еще и кондитерское направление.
– Какую сегодня долю рынка занимают «Богучарские семечки»?
– Точно сказать сложно. Но мы входим в пятерку крупнейших производителей страны. Вообще, долю компании не раскрывают – это коммерческая тайна. Поэтому в расчетах мы ориентируемся на наш опыт. Берем город-миллионник, где мы присутствуем на рынке, и считаем средний показатель потребления. Сейчас нашу продукцию можно найти приблизительно в 40 регионах – от Смоленска и до Урала. В других областях мы тоже есть, но выборочно. Основной бизнес сосредоточен в 7-8 регионах.
– Правильно я понимаю, что далеко не всякий подсолнечник подходит для фасованных семечек? Как у вас обстоят дела с поставками сырья? Есть ли своя земля, своя сырьевая база?
– Земли пока немного, но мы работаем в этом направлении. Сейчас сырье в основном закупаем в Краснодарском крае. Там расположен НИИ масличных культур им. В. С. Пустовойта. Его сотрудники десять лет назад вывели два новых сорта подсолнечника «Лакомка» и «СПК» – крупноплодные, с тонкой шкуркой. Масло из ни практически не выдавить. Да и заниматься этим экономически невыгодно, такой подсолнечник стоит в 3 раза дороже обычного. А еще трудно убедить фермеров выращивать именно эти сорта. Но их можно понять, ведь Воронежская область – зона рискованного земледелия, а рисковать лишний раз никто не хочет. В целом география закупок у нас очень широкая. Нам поставляют семечки фермеры от Алтая и до Северного Казахстана. В последнем немецкие поселенцы оставили высокую культуру отношения к земле, что положительно сказывается на качестве продукции. Но доставка оттуда осложняется высокими затратами. Мы также сотрудничаем с Ираном, Аргентиной и США – возим оттуда арахис и фисташки.
– Вас не смущает оторванность от сырьевой базы?
– Разумеется, да. Мы сейчас думаем о том, что надо развивать собственную сырьевую базу. Хотим заняться растениеводством так, чтобы уже в ближайшие годы хотя бы 50% семечек выращивалось нами.
– На сегмент аграрной отрасли положительно сказались введенные санкции. Вам чем-нибудь санкции помогли? Вроде, семечки из-за границы не возят.
– Помогли, как ни странно. Мы недавно стали делать халву кремообразной формы с добавлением шоколада или ванили. Она, как паста, расфасована в стаканчики. Чтобы создать такую халву, мы тщательно изучили рецепты восточных сладостей в Турции, Египте и Иране. Собственный рецепт назвали «Грателла» и запатентовали его. Производственная линия заработала всего месяц назад и буквально не справляется. Сети требуют больше «Грателлы», а мы не успеваем ее поставлять. Просто до нас никто в России и мире не делал ничего подобного, и покупатели это оценили. Еще из интересных рецептов у нас есть запатентованная халва «Княженка». Работаем мы не только на внутренний рынок. Например, ядра подсолнечника экспортируем в Иран. Думаю, не надо говорить, что сладости там любят, и требования к ним очень высокие.
– Какие ближайшие перспективы у группы компаний «Агро-Спутник»?
– Уже сейчас мы построили в Богучарском районе новый комплекс. На площади в 6 тыс. кв. метров разместилось все наше снековое производство. Освободившиеся цеха будут использованы под кондитерское направление с возможностью дальнейшего расширения. В течение месяца откроется новая автоматизированная линия, способная выпускать 1,5 тыс. тонн снековой продукции в месяц. Мы построили ее совместно с австрийской компанией Linddub Building. Сейчас линия находится на стадии пуско-наладочных работ. Многое о перспективности проекта говорит соответствие международной системе менеджмента качества ХАССП. Заметьте, в Богучарском районе это первое производство такого уровня, открытое за последние 20 лет. На этот район у нас большие планы. Мы хотим открыть там целый кластер по снекам. Сейчас мы также завершаем ребрендинг ТМ «Богучарские семечки». Обновляем продукт, чтобы он был современным и соответствовал ожиданиям наших покупателей.
– Последний вопрос. Вокруг полно крупных, хищных производств. Как же сохранить независимость небольшому предприятию? Вас не пытались поглотить?
– Предложения продать бизнес были. Ко мне даже приезжали представители крупных холдингов. Но ответ им не нравился – я всегда давал решительный отказ. Не могу продать свою компанию. Для меня это – предать коллектив. Я собирал и обучал его 20 лет, а крупным игрокам он не нужен. Они приходят за торговыми марками, отлаженными бизнес-процессами, контрактами с торговыми сетями. Им интересны только покупатели и доля рынка. Производство просто будет перенесено на их площади. Поглощения мы не боимся. Мы стоим на своей земле, откуда нас практически невозможно выбить.