Telegram Agrovesti chanel
Реклама

Реквием по «ВАМИНу»: империю Вагиза Мингазова выплеснули вместе с молоком

Источник: Артем Малютин Реальное время

Несколько лет назад у агрохолдинга-гиганта «ВАМИН-Татарстан» было все. Сейчас его многомиллиардное имущество, однажды проданное за долги, находит новых владельцев, порой — в других регионах. Основатель «ВАМИНа» Вагиз Мингазов больше не должен банкам миллионы рублей, так как взять с него нечего, а кредиторы его империи вернули лишь малую часть своих денег. «Реальное время» вспоминает, как из крупнейшего производителя молока «ВАМИН» стал крупнейшим должником Татарстана и кому доставались его активы.

Когда закатилось солнце Мингазовых

В начале «десятых» годов ОАО «ВАМИН-Татарстан» входило в топ-5 отечественных производителей молока и было крупнейшим агропромышленным холдингом в Татарстане. По данным ассоциации «Союзмолоко», в день компания производила почти 306 тонн молока — больше, чем другие местные холдинги, такие как «Красный Восток Агро» или «Агросила».

Владениям «ВАМИНа» не было счета: ему принадлежало три десятка молокоперерабатывающих комбинатов, заводы по переработке хлеба, сырные производства, фермерские и рыбные хозяйства, более 20 тыс. голов скота, около 400 тыс. га земель и даже собственная розничная сеть. Владела всем этим семья основателя «ВАМИНа» Вагиза Мингазова (сама компания получила название по первым буквам его имени и фамилии), трижды депутата Госсовета РТ, в прошлом — сенатора Совета Федерации и главы администрации Арского района республики.

Но затем «ВАМИН» вступил в черную полосу, выйти из которой ему так и не удалось. Закат холдинга начался примерно в 2011 году, хотя назревал давно. Официально все неудачи объяснялись многолетней засухой. Известно, что как минимум с 2008 года холдинг копил долги, но до поры ситуация не была критической. Однако после 2010 года компания начала генерировать убытки. В 2011 году чистый убыток составил 193,7 млн рублей, а уже через год достигал 1,44 млрд рублей, следует из бухгалтерских отчетов «ВАМИНа».

Как ВТБ нажал спусковой крючок

К началу 2013 года холдинг набрал 6,8 млрд рублей кредиторской задолженности, а общий размер его обязательств превышал 12,97 млрд рублей. В марте того же года «ВАМИН» вступил в конкурсное производство, которое затянулось на несколько лет. В реестр изначально были включены требования кредиторов на 12,6 млрд рублей, но по ходу банкротства суд признавал новые долги. Изначально процедуру конкурсного производства запустили сроком на шесть месяцев, но потом она несколько раз продлевалась по просьбе конкурсного управляющего Сергея Кондратьева. Так, к примеру, было в сентябре 2013-го, в сентябре 2014-го и в марте 2015 года.

На банкротстве «ВАМИНа» настоял ВТБ, хотя и был не самым крупным кредитором (холдинг был должен также банку «Зенит», «Ак Барс» Банку, Сбербанку, «Россельхозбанку» и «Татфондбанку»). Долг перед ВТБ составлял чуть менее 416 млн рублей, следует из материалов дела о банкротстве. Он образовался по двум краткосрочным кредитам, которые «ВАМИН» получил в апреле и мае 2008 года и расплатиться по которым не смог.

Усугубилось все тем, что обязательства компании перед ВТБ реструктурировали под личное поручительство самого Мингазова, о чем в 2010 году договорились глава банка Андрей Костин и новоизбранный президент РТ Рустам Минниханов. По этому соглашению Мингазов рисковал своим пакетом в «ВАМИНе» (на тот момент лично ему принадлежало 19,95%), а также собственным имуществом, писали «Ведомости». С тех самых пор никакого имущества у основателя холдинга нет, как гласят его декларации.

Больше, чем ВТБ, империя Мингазова задолжала Сбербанку. На момент вступления в банкротство долг «ВАМИНа» перед ним был равен 2 млрд рублей. На сегодняшний день банку вернули четвертую часть этой суммы — около 600 млн, ответили «Реальному времени» в Сбербанке. «При этом Сбербанк вышел из этого процесса еще в 2012—2013 году, то есть на первоначальном этапе конкурсного производства», — отмечают в пресс-службе.

В «Ак Барс» Банке общий размер долга не назвали, но сообщили, что он был переуступлен: «В настоящее время «ВАМИН-Татарстан» не является заемщиком ПАО «АК Барс» Банк». «Зенит» «подобные ситуации традиционно не комментирует», сказал представитель банка Владимир Сысоев. В «Россельхозбанке» от комментариев тоже отказались.

Параллельно с «ВАМИНом» процедуру банкротства до недавнего времени проходил и сам Мингазов. Иск в отношении него подавал опять же ВТБ, требовавший вернуть 410 млн рублей долга. Успеха он не добился. Все, что удалось найти у Мингазова — это 51,5 тыс. рублей и мизерную долю в ОАО «Арский кирпичный завод», стоимость которой составляла менее 35 тыс. рублей. В конечном счете суд в начале июля 2017 года закрыл дело Мингазова, согласившись, что взять с него больше нечего.

Еще до начала банкротства кредиторы «ВАМИНа» пытались перевести дело в уголовную плоскость. В сентябре 2012-го МВД по Татарстану возбудило в отношении должностных лиц холдинга дело о мошенничестве в особо крупных размерах. На этом настояли руководители пяти банков, которые заявили, что «ВАМИН» не принимает меры для погашения долга, а одновременно выводит активы в специально созданное ООО «Казан».

Что Кондратьев нашел в закромах «ВАМИНа»

Вскоре после запуска конкурсного производства управляющий Сергей Кондратьев приступил к инвентаризации и оценке стоимости имущества «ВАМИНа». С холдинга было что взять. Рыночная стоимость одних только незавершенных объектов капстроительства была оценена в 1,52 млрд рублей, а принадлежащие «ВАМИНу» права требования — в 3,98 млрд рублей. Цену семи земельных участков «ВАМИНа» в Алексеевском и Чистопольском районах суммарно оценили в 128,2 млн рублей.

Как видно из сообщений в реестре банкротств, этим активы холдинга не ограничивались. К примеру, Казанская реализационная база хлебопродуктов была оценена в 259,3 млн рублей, Балтасинский масло-молочный комбинат — в 345,5 млн рублей, Арский молкомбинат — в 365,5 млн рублей, комбинат в Лаишево — в 41,9 млн рублей, а предприятие «ВАМИН Саба» — в 228,6 млн рублей.

Стоимость имущества заводов «ВАМИНа», по независимой оценке

АКТИВ СТОИМОСТЬ, МЛН РУБ.
Азнакаевский маслодельный завод 137,7
Тетюшское ХПП 89,62
Алексеевский МКК 211,86
Аксубаевский маслодельный завод 59,35
Актанышский завод СОМ 105,5
Казанская база хлебопродуктов 259,3
Балтасинский ММК 345,5
ВАМИН Саба 228,6
Арский молочный комбинат 365,5
Лаишевский молочный завод 41,9

Самые первые торги по активам «ВАМИНа» прошли в мае 2014 года, на них было выставлено четыре земельных участка, причем все они находились в залоге у банков. Аукцион не состоялся — два лота были сняты с торгов, еще на два не нашлось покупателей. Зато после этого аукционы стали проводиться систематически — продавались земли, оборудование, спецтехника и многое другое.

Торги часто заканчивались ничем — порой имущество продавалось слишком большими лотами, куда попадали разрозненные активы, разбросанные по всей территории Татарстана. Впрочем, иногда желающие купить имущество находились.

Было Мингазова, чуть не стало Муратова

Чтобы не растерять остатки имущества бывшего агрогиганта и не обвалить производство, власти республики в марте 2013 года учредили управляющую компанию «Просто молоко». Во главе ее был поставлен Марат Муратов, который до этого был первым замруководителя аппарата президента РТ, а еще раньше руководил агентством «Татмедиа». Едва зарегистрировавшись, УК «Просто молоко» стала управлять всеми производительными мощностями «ВАМИНа» (такое решение приняли кредиторы), а непроизводственные активы были переданы ей на хранение.

Некоторые активы «ВАМИНа» «Просто молоко» со временем получило в собственность. Сперва их выкупал правительственный «Татагролизинг», а уже у него — компания Муратова. В сентябре 2016 года Муратов говорил, что «Просто молоко» претендует на молокоперерабатывающие мощности, выкупленные «Татагролизингом».

Само «Просто молоко» сначала контролировалось «Татагролизингом», но позже понемногу стало переходить в собственность своего генерального директора. В 2015 году Муратов получил 63% в капитале компании, а к весне 2016-го стал ее единоличным собственником.

В мае «Просто молоко» стало владельцем Мамадышского сыродельного комбината, который раньше арендовало. «Буду сыр делать», — заявил Муратов «Вечерней Казани». По остальным заводам на конец июня договоры аренды с «Татагролизингом», которые до этого продлевались каждые полгода, на этот раз продлены не были. В итоге, Марат Ахметов признался, что УК «Просто молоко» не стала покупать эти заводы из-за их высокой стоимости.

Главный покупатель — Татарстан

Судя по сообщениям Кондратьева, за годы банкротства имущество «ВАМИНа» разошлось по разным рукам. Однако самым постоянным и щедрым покупателем остался государственный «Татагролизинг».

До середины 2016 года активы «ВАМИНа» продавались мелкими частями и отходили небольшим компаниям и даже индивидуальным предпринимателям по цене несколько миллионов рублей. Например, в феврале 2015-го ЗАО «Центр-Капитал» за долги отошло четыре зерноуборочных комбината общей стоимостью 12,99 млн рублей. В марте того же года другой кредитор, ООО «Казаньагропродукт», получило два размежеванных участка в Алексеевском и Чистопольском районах, заплатив за них вместе 53,6 млн рублей.

Землю в Кукморском районе площадью 1,85 млн кв. м за 1,8 млн рублей купил предприниматель Габдельбар Баязитов. А агрофирма «Татарстан» в январе 2016-го заплатила 6,5 млн рублей за три участка в Алексеевском районе общей площадью более 36 млн кв. м.

Время больших покупок началось в августе 2016-го. Тогда «Татагролизинг» выкупил с аукциона сразу 104 земельных участка в Пестречинском, Мамадышском, Кукморском, Муслюмовском, Арском, Рыбно-Слободском, Мензелинском, Тюлячинском, Чистопольском и Алексеевском районах РТ. Все земли находились в залоге у «Казаньзернопродукта». На их покупку «Татагролизинг» потратил 556,6 млн рублей, следует из сообщения конкурсного управляющего.

Уже в следующем месяце «Татагролизинг» стал победителем другого аукциона, на котором разыгрывался всего один лот. В лот было включено огромное количество наименований имущества «дочек» «ВАМИНа» (транспортные средства, оборудование, здания, компьютеры, производственные линии и т. д.). В итоге за 519,2 млн рублей «Татагролизинг» стал собственником имущества Аксубаевского маслодельного завода, Актанышского завода сухого обезжиренного молока, Бугульминского молкомбината, Алексеевского молочно-консервного комбината, Апастовского молочного комбината, маслодельно-молочного комбината в Балтасях, Мамадышского сыродельно-маслодельного комбината и множества других заводов.

Кроме того, в октябре 2016-го компания за 164,7 млн рублей выкупила земли, машины, оборудование и незавершенные объекты строительства «ВАМИНа» в нескольких районах республики. А в марте 2017 года «Татагролизинг» приобрел с торгов целиком альметьевский и бугульминский молкомбинаты «ВАМИНа» за 18,6 млрд рублей.
Сам Кондратьев сказал «Реальному времени», что за эти несколько лет продал все имущество, которое было выявлено в ходе инвентаризации. Покупателем большей части активов, по его словам, стал «Татагролизинг». «Я больше к этому не имею никакого отношения», — радостно подытожил Кондратьев.

Заводы — во вторые руки

Какие-то активы «ВАМИНа» «Татагролизинг» впоследствии перепродал. Планы на Алексеевский молочно-консервный комбинат «ВАМИНа» были у холдинга «Красный Восток». В октябре 2016 года Муратов рассказывал журналистам, что сделка с ним находится на стадии заключения. А группа «Нэфис», говорил Муратов, собиралась приобрести завод «ВАМИНа» в Актанышском районе. Позднее глава Минсельхоза РТ Марат Ахметов рассказывал «Реальному времени», что «Красный Восток» уже работает на Алексеевском комбинате на условиях аренды, «но пока платежка не состоялась». Также «Красный Восток» купил Пестречинский молкомбинат, говорил он.

«Красный Восток» и «Нэфис» не ответили на запросы «Реального времени». Министр Ахметов рассказывал, что Чистопольский молкомбинат по процедуре банкротства приобрел «Ак Барс Холдинг», «Ак Барс Холдинг» приобрел также Буинский молочный комбинат. Последний факт даже поначалу был предметом публичной полемики между главой «Ак Барс Холдинга» Ивана Егорова и министра сельского хозяйства, но все закончилось миром.

Целиком, по словам Ахметова, были выкуплены и несколько агрофирм. Агрофирма «Северный» в Арском районе досталась ООО «Арча», совладельцем которого является сам Мингазов. Собственников нашли и Балтасинский и Арский молкомбинаты, они были выкуплены также бывшим собственником Вагизом Мингазовым и его компаниями.

О покупке второго по величине производственного актива «ВАМИНа» — набережночелнинского молочного комбината этим летом сообщил холдинг «Агросила». После приобретения завода он собирался разработать новый бренд и расширить товарную линейку.

Часть активов досталась инвесторам из других регионов. На Казанский молокозавод, самый большой из всех молочных предприятий «ВАМИНа», претендовало АО «Башкирское молоко» и даже итальянская корпорация Parmalat. Но ни те ни другие его не получили. В конце июля стало известно, что Казанский комбинат отходит «КОМОС ГРУПП» из соседней Удмуртии. Компания выкупила предприятие все у того же «Татагролизинга». Казанский комбинат войдет в состав субхолдинга по переработке молока, сообщала «КОМОС ГРУПП».

Переговоры о покупке Нижнекамского молкомбината «ВАМИНа» (также в собственности у «Татагролизинга») с местными властями проводили структуры самарского бизнесмена Игоря Никулина. Об этом «Реальному времени» сообщили в отделе маркетинга компании «Далимо» (Никулин — ее бенефициар). «Но к бренду «Далимо» эта сделка не имеет никакого отношения. «Далимо» — это дистрибьютор продуктов питания, и в планах у него нет покупки производственных объектов», — уточнили в компании.

По словам одного из источников «Реального времени» на молочном рынке, предприятие в Нижнекамске будет покупаться от лица самарского ООО «Конфи-Трейд», на 100 процентов принадлежащего Никулину.

Возможно, вам это будет интересно