Редакция "ВВ" получила информацию, что ЗАО по свиноводству "Владимирское" испытывает серьезные проблемы. Настолько серьезные, что регион может лишиться последнего крупного промышленного свиноводческого предприятия.
Информацию подтвердили в департаменте сельского хозяйства АВО, рассказав об усилиях, приложенных к спасению этого перспективного бизнес-проекта.
Ситуация не только весьма неприятная, но и неожиданная. Предприятие, которое перезапущено в 2017 году новым собственником и сейчас находится в стадии реконструкции и модернизации, все это время демонстрировало отличные производственные показатели.
За полтора года поголовье выросло до 20 тысяч. Это при том, что все поголовье свиней в регионе насчитывает сегодня около 22 тысяч животных. Создано 300 рабочих мест. С хорошими зарплатами.
- Производственные показатели у ЗАО по свиноводству «Владимирское» - лучшие за всю историю свиноводства во Владимирской области: по привесам, по сохранности стада, выходу молодняка, по выживаемости молодняка, -подчеркнул директор департамента сельского хозяйства и продовольствия Константин Демидов.
Мало этого, производственные подразделения предприятия сходу показали неплохую рентабельность — 8,8-10 процентов. Хотя от предыдущих владельцев им достался накопленный убыток в 185 млн рублей. ЗАО по свиноводству «Владимирское» вошло в число крупных налогоплательщиков региона.
Выйдя на плановые мощности, свинокомплекс должен был производить более 21 тысячи тонн свинины в живом весе. Приносить доходы в бюджет и внебюджетные фонды — более 180 млн рублей. Поголовье же животных планировалось довести до 95 тысяч голов.
Для достижения этих показателей требовалась глубокая модернизация всего производства. Сумма инвестиций, необходимых для ее проведения, около 2 млрд рублей. Эти средства собственник собирался получить в виде банковского кредита. Он был уверен, что банки этот кредит предприятию выделят. И запустил процесс модернизации на собственные средства, вложив в предприятие около 270 млн рублей.
Но эти деньги закончились. А кредит получить так и не удалось. Начались проблемы с оборотными средствами, просрочки по коммунальным платежам, по расчетам с подрядчиками, по выплатам заработной платы сотрудникам. Почему предприниматель не был готов к работе по неблагоприятному прогнозу, и не заморозил вовремя модернизацию производства, перейдя в режим выживания, выяснять уже поздно. Перспективный проект оказался под угрозой из-за нежелания банков кредитовать это производство. К спасению предприятия срочно подключились региональные власти.
И.о. первого вице-губернатора Максим Брусенцов встречался с нынешним собственником и предыдущим владельцем свинокомплекса, предлагая различные варианты реорганизации структуры предприятия, проводил специальное совещание с руководством регионального отделения Россельхозбанка, на котором убеждал банкиров выдать кредит для модернизации свинокомплекса. Но банки очень неохотно кредитуют сегодня свинокомплексы. Даже те предприятия, что не испытывают никаких финансовых затруднений. По их оценке, это высокорискованные инвестиции на фоне периодически вспыхивающей в регионе АЧС. Ликвидность залога от таких предприятий по версии банкиров низкая.
Администрация региона вела переговоры и с поставщиками энергоресурса: просили не отключать электричество и газ свинокомплексу в Лесном. Энергетики, в отличие от банкиров, пошли навстречу руководству региона.
- Мы очень благодарны руководителям ООО «Волгаэнергосбыт» и ООО «Газпром-Межрегионгаз», что в этом случае они поступили, как люди с государственным мышлением, поставив общие интересы выше узковедомственных, - признался Константин Демидов.
Найти же банк, готовый выдать инвестиционный кредит ЗАО по свиноводству «Владимирское», ни собственнику предприятия, ни администрации области пока так и не удалось.
К решению проблемы подключился и губернатор. Главой региона были направлены обращения в Минсельхоз и правительство. Удалось добиться встречи с заместителем министра сельского хозяйства Еленой Фастовой и с курирующим АПК вице-премьером Алексеем Гордеевым, с которым губернатор встречался лично. Но в Минсельхозе возможностей поддержать владимирское предприятие не нашли.
Область готова поддержать предприятие и финансово, но… Но и эта поддержка возможна только при условии получения согласия банка на кредитование. Таков закон.
- Бюджетными деньгами спасать частное предприятие мы просто не имеем права по закону. Да и нет у нас таких денег. На этот год на все меры поддержки сельхозпроизводителей в бюджете области заложено 1,6 млрд рублей. А предприятию на завершение модернизации и выход из кризиса требуется около 2 млрд. Для такого займа мы даже госгарантию предоставить не можем. Не хватит средств регионального Гарантийного Фонда. Мы готовы согласовать льготный инвестиционный кредит до 5% годовых. Но для этого предприниматель сначала должен этот кредит согласовать с банком, и не иметь задолженностей перед бюджетом,- объясняет директор департамента сельского хозяйства.
А банки добрую волю и государственный подход к поддержке отечественного производителя проявить не спешат. Несмотря на то, что самые крупные наши банки – это банки с государственным участием.
Остается уповать на появление богатого инвестора. Поиском потенциальных инвесторов для свинокомплекса власти региона тоже занимаются активно. Но опять же, даже если чудо случится, и инвестор появится, решение о продаже части акций или всего пакета все равно остается за собственником.
Пока же перспективы свиноводства в регионе-33 весьма пессимистичны.
В 2017 году из-за африканской чумы свиней было забито все поголовье на ООО «Борисовское» в Петушинском районе. В том же году начались проблемы у агрокомплекса «Мортадель» в Александровском районе. Руководитель комплекса Эльвира Агурбаш рассказала о том, как торговые сети диктуют кабальные условия производителям. После этого разоблачения сети стали отказываться от продукции «Мортадель». Потеряв сбыт, компания потеряла и практически все стадо. Животноводческий комплекс в Александровском районе не функционирует
Сейчас угроза нависла над последним в регионе крупным свинокомплексом. И если АЧС — все же ситуация форс-мажорная, как стихийное бедствие, то две другие истории весьма показательны. Как можно построить современное производство, если в стране нет инвестиционных кредитов как класса? То, что в рекламных целях банки иногда презентуют именно как инвесткредитование, по большей части — обычное ростовщичество. Такие кредиты выдаются, как правило, под залоги, стоимость которых в несколько раз превышает сумму кредита. Инвестиционные риски делить с производственниками банки совсем не спешат. Да и «льготное» кредитование — льготным становится только за счет бюджетных средств. Банки же свой процент получают сполна. Только часть его - за счет бюджета. Вот и получается, что помогать развитию экономики страны ни банки, ни сети не собираются. Зато исправно «стригут» барыши с тех, кто производит реальные ценности, кто обеспечивает нашу продовольственную безопасность. А порой могут и пустить на дно перспективный стартап или вполне успешно работающее производство. Разве это нормально?