Повлияла ли пандемия на план по удвоению прибыли, как сотрудник «умной фермы» следит за коровами через смартфон и почему прогноз погоды для агробизнеса не так уж важен, в интервью TatCenter рассказала гендиректор холдинга «Агросила» Светлана Барсукова.
— Светлана Геннадьевна, ограничения этого года обострили чувство времени и вкус к жизни. Как вы для себя определили отношение к пандемии? Удалось ли летом взять отпуск?
— Пандемия вносит изменения, но не останавливает жизнь — это главное. Люди остаются людьми, продолжают радоваться, стараются, чтобы в их собственной жизни и у близких было как можно больше светлых моментов.
Что касается вопроса «как я провел лето», то я провела его на работе. Но это обусловлено не пандемией, а спецификой профессии. Сельское хозяйство — сезонное производство, и для нас это время разгара работы, когда надо сделать максимум из возможного для получения того результата, который будет нас кормить целый год.
— Получается, бархатный сезон тоже не для вас, потому что вы цыплят по осени считаете?
— Да, можно и так сказать. Осенью многие направления нашей работы требуют серьезного внимания. Даже растениеводство не ограничивается летним периодом. На осень приходится посев озимых и уборка яровых, сахарной свеклы, рапса… Уборка подсолнечника и кукурузы заканчивается только в ноябре.
— В этом году стала расхожей фраза «мир уже не будет прежним». Как вы к ней относитесь?
— Отчасти соглашаюсь с этим утверждением. Действительно, пандемия оказала влияние и на экономики мира, и на людей. Каждый отреагировал по-своему: кто-то очень остро, а кто-то оказался более устойчив. Даже такая деталь как защитные маски стала своеобразным индикатором: некоторые и сейчас не могут ходить без маски даже по улице, а кто-то надевает только при входе в аптеку или не использует вовсе — у всех разный уровень тревоги, свое восприятие происходящего.
Мир изменился, но остался по-прежнему многогранным.
— В холдинге работает почти 10 тыс. сотрудников — целый небольшой город! И это определенный уровень ответственности руководителя. Помните свои мысли, эмоции в тот период, когда была объявлена пандемия и введен режим самоизоляции?
— Первая реакция моя и всего руководящего состава — это обеспечение бесперебойной работы. Мы являемся сельхозтоваропроизводителем, и не можем прекратить деятельность, потому что у нас непрерывный цикл производства. Соответственно, главным было обезопасить людей и создать условия для продолжения деятельности всех подразделений с учетом новых обстоятельств. 75% сотрудников нашего холдинга работали в обычном режиме, потому что мы производим продукты питания и не имеем возможности уйти на самоизоляцию полностью.
Считаю, мы с честью прошли эти испытания. Быстро был создан штаб по оперативной работе в кризисной ситуации, в том числе мы своевременно реагировали на выходы новых нормативных актов, регламентирующих работу в период пандемии. Все это позволило ровно пройти кризисную ситуацию, не потерять выручку, не ослабить эффективность, удержать те объемы, которые мы планировали при расчете нашей производственной программы и бюджета на 2020 год.
Эффект удаленки
— На предприятиях холдинга «Агросила» что изменилось в период пандемии? Какие изменения стали временными, а какие — новыми постоянными?
— Часть сотрудников перевели на удаленный режим работы, причем достаточно эффективно. К примеру, ряд специалистов IT-отрасли у нас до сих пор трудится дистанционно. И мы видим, что результат этой работы ничуть не хуже того, какого они достигали, находясь на рабочем месте, а в некоторых случаях даже лучше, потому что некоторым комфортнее работать из дома.
Мы сейчас рассматриваем возможность часть сотрудников оставить работать дистанционно.
— А план продаж скорректировали?
— Да, изменения затронули и план продаж. Всегда надо в определенной степени опережать тенденции рынка, и с учетом обстоятельств пандемии мы реструктурировали план продаж, чтобы быть полезными и нужными потребителю, а наша продукция была востребована.
Ситуация, сложившаяся в 2020 году, является вызовом для всех компаний и для каждого из нас, потому что обнажила либо наши хорошие качества, либо плохие.
Думаю, такие вызовы делают нас сильнее, гибче, мобильнее. С одной стороны, они создают определенную напряженность в работе, с другой — дают возможность идти вперед, причем быстро.
Как говорили древние китайцы, если дует ветер перемен, ставь не стены, а паруса и двигайся вперед.
— Долгое время были закрыты границы, приостановлено сотрудничество с зарубежными партнерами. Как это отразилось на взаимодействии предприятий «Агросилы» с поставщиками?
— У нас возникали сложности по зарубежным доставкам, вводили временные замены поставок, скажем, упаковки или комплектующих для оборудования, корректировали графики приоритетных поставок. Но все вопросы оперативно решались, сбоев, к счастью, не произошло. Отношения с поставщиками у нас партнерские в полном смысле этого слова, то есть из любой ситуации вместе ищем выход.
— План по повышению эффективности и модернизации производства на 2020 год удается реализовать в полном объеме?
— Думаю, даже перевыполним.
Мы закончили уборку зерновых культур с очень хорошими показателями: валовой сбор составил 517 тыс. тонн зерна. По сравнению с 2019 годом увеличили объем на 12−15%.
— С погодой повезло?
— Большей частью, это заслуга людей и технологий. Погодные условия только на 30% влияют на результат сельхозпроизводства. Если выполняем все технологические операции в необходимом объеме, то и результат получим тот, на который рассчитывали. И всегда 70−75% показателей — это технологические операции и люди.
Урожайность зерновых культур в этом году высокая — 45,5 ц с гектара, озимых — 57,7 ц с гектара — это достаточно хороший результат, который позволит нам выйти на высокие общие показатели по итогам года.
«Умная ферма» и цифровизация полей
— 2 млрд рублей — такие инвестиции заявлены для создания производства твердых и рассольных сыров. Пандемия внесла свои коррективы в осуществление этого проекта? На какой стадии находится его реализация?
— Проект идет своим чередом, есть «дорожная карта», и мы ей следуем. Сейчас выполняем подготовительные работы на территории ООО «Агросила-Молоко», чтобы в 2021 году могли приступить к проектированию и строительству нового производства. Подготовительные работы — это прокладка газопровода, ремонт тепловых сетей, строительство котельной и т. д. Мы идем четко по плану реализации проекта. И, на мой взгляд, это правильно, как руководитель я рада, что сроки удается выдержать.
— Какие результаты достигнуты в этом году в области цифровизации производства?
— В этом году мы продолжили цифровизацию технологических операций в ретроспективе и в перспективе. Идет внедрение проекта «Умная ферма». Он включает, в том числе, дифференцированное внесение удобрений. Плюс начинаем новый проект по внесению микроэлементов в почву для повышения содержания йода в зерновых и кормовых культурах. Задача — исключить дефицит йода у животных на фермах нашего предприятия. Продолжаем цифровизацию полей. В нашем случае все процессы перевода в цифру можно увидеть и оценить по реальным результатам с точки зрения экономической эффективности.
— Светлана Геннадьевна, что в себя включает цифровизация полей?
— Это создание электронных карт полей, благодаря которым мы в режиме реального времени видим, на каком поле работает та или иная сельскохозяйственная техника, правильно ли она действует в соответствии с нашими производственными программами и технологическими картами.
Цифровизация полей позволяет осуществлять контроль за всеми операциями от обработки почвы до уборки урожая на экране мобильного устройства.
Руководитель каждого направления видит не только все операции производственного цикла, но и экономические результаты процессов, например, сколько продукции произведено на текущий момент, какова ее себестоимость, куда она была отгружена. В случае с компанией «Агросила-коммерция» можно видеть каждый вид продукции, куда и по какой цене он продается, как доставляется продукция, отслеживать эффективность логистических маршрутов и, естественно, оперативно принимать решения.
Эта система у нас работает уже четыре года, конечно, постоянно совершенствуется. На мой взгляд, она имеет ключевое значение в части эффективности работы предприятий и управления ими, потому что информация на бумаге всегда приходит к руководителю хотя бы с небольшим, но опозданием. Плюс не всегда бывает такой, какая необходима. А здесь по техническому заданию информация компилируется таким образом, что ты получаешь данные, строго соответствующие запросу, к тому же они обновляются каждые полчаса.
— Руководителям больше нет необходимости ездить в поля?
— С одной стороны, да, но я считаю, что любой руководитель, тем более сельскохозяйственного предприятия, обязательно должен бывать на селе, там, где непосредственно идет та работа, которой он управляет. Очень важно видеть и понимать, как работают люди, чем они живут, да и собственно технологические операции требуют живого взгляда, ведь благодаря системе, мы отслеживаем экономический результат. Но только на месте видим реальную работу нашей техники и людей, которые с ней работают, и там можем сделать верные выводы.
— Какие главные компоненты успешного аграрного бизнеса?
— В сельхозпроизводстве существует три главных компонента:
- люди,
- технологии,
- погода.
В АПК люди имеют очень большое значение. Коллектив должен работать слаженно и именно хотеть работать на компанию, чтобы мы получали результат.
— Какие управленческие решения помогают в работе с людьми?
— Подобного рода вещи достигаются не только выплатами материального вознаграждения в виде зарплаты и премии. Это и нематериальное стимулирование: общение, награждение грамотами, благодарственными письмами, участие в личной жизни сотрудников, когда и если в этом есть необходимость. Сотрудники должны чувствовать себя защищенными и нужными компании. Для этого в холдинге действует ряд социальных программ.
— Есть аналог профсоюза?
— Не аналог, а самый настоящий профсоюз. Профсоюзные организации существуют во всех предприятиях нашего холдинга и позволяют людям получать определенные льготы, гарантии.
Профсоюзные лидеры не всегда согласны с мнением администрации, и у нас проходят переговоры: обсуждаем позицию рабочего коллектива и договариваемся, чтобы сотрудникам было комфортно работать. На мой взгляд, это правильно, ведь достижение любой цели — в определенной степени договорный процесс.
— Светлана Геннадьевна, вы, как я понимаю, тоже в поля регулярно выбираетесь. Воспринимаете это как сугубо рабочие поездки, или даете волю внутреннему романтику, когда появляется возможность посмотреть в небо, почувствовать запах вспаханной земли?
— Безусловно, даю волю. Вообще убеждена, что жизнь должна быть насыщена радостными событиями. И это тоже радость — заметить, какое небо, как сегодня солнце светит, вдохнуть полной грудью, а иногда и попробовать на вкус урожай, который ты вырастил, прямо на поле. Все это дает новые ощущения и определенный заряд бодрости.
План удвоить прибыль остается в силе
— С января 2021 года в России начнется поэтапное внедрение обязательной маркировки готовой молочной продукции. Отношение к маркировке у многих представителей молочной отрасли скептическое. Как вы оцениваете плюсы и минусы этого нововведения?
— Мы неоднократно высказывали свою позицию относительно маркировки. Она однозначно вызовет удорожание конечного продукта. Плюс предлагаемая маркировка в определенной степени дублирует то, что уже внедрено и работает — систему «Меркурий».
И если говорить о внедрении, то очевидно, что эти две системы должны компилироваться, чтобы и потребитель получал информацию о том, какую продукцию он употребляет в пищу, но при этом чтобы и производитель мог эффективно работать.
— Предприятия холдинга «Агросила» участвовали в эксперименте по введению новой маркировки?
— Наши предприятия разрабатывали «дорожную карту» для участия в эксперименте, но не принимали непосредственного участия, поскольку это требует определенных финансовых затрат, а вопрос о внедрении обязательной маркировки еще решается. Но хочу отметить, что готовность у нас высокая, и, если завтра будет принято решение о внедрении обязательной маркировки, мы работать сможем. Однако хотелось бы, чтобы к этому вопросу подошли эффективно, чтобы это было интересно всем: и потребителям, и производителям, потому что рынок — это баланс интересов.
— В 2019 году чистая прибыль «Агросилы» составила 600 млн рублей. В одном из интервью в начале марта вы поделились планами удвоить ее в 2020 году. Этот план остается в силе?
— Да, мы рассчитываем на такие результаты. И, я полагаю, у нас есть все возможности для этого, т.к. производственные программы выполняются, положение на рынке по стоимости зерна, сахарного песка, мяса курицы стабильно и прогнозируемо. Все это позволяет говорить о том, что запланированные показатели достижимы.
Здравые эмоции повышают эффективность работы
— В профессиональном сообществе агропроизводителей преобладают мужчины, впрочем, как и в совете директоров «Агросилы». Какова ваша внутренняя тактика выстраивания деловых отношений? Есть определенные правила игры?
— Я себя очень хорошо ощущаю в профессиональном сообществе. Правил игры нет: если играть, то работать будет некогда. Конечно, принцип «встречают по одежке, провожают по уму» никто не отменял, психология отношений такова, что при первой встрече, знакомстве есть определенные нюансы восприятия.
В деловом мире тоже сначала обращают внимание на твой внешний вид и гендерную принадлежность — это неизбежно.
Но проходит немного времени, ты проявляешь себя как профессионал, и к тебе перестают относиться, как к лицу женского пола, и начинают воспринимать именно как человека, знающего свое дело. У профессионалов пола нет — ты либо можешь работать, либо не можешь. Таково же и мое восприятие деловых партнеров: мне важен уровень профессионализма человека.
— Женскую эмоциональность на работе приходится отключить?
— Все женщины разные, как, впрочем, и мужчины. И степень эмоциональности зависит не столько от пола, сколько от личностного склада. А по поводу эмоций могу сказать так: здравые и здоровые эмоции на работе, на мой взгляд, нужны, потому что повышают эффективность.
Эмоциональная реакция на происходящее в разумных пределах позволяет принимать более креативные решения, делать неожиданные ходы, чтобы скорректировать общую стратегию или решить локальную проблему, поэтому все зависит от меры.
Как Парацельс говорил: все есть лекарство и все есть яд, то и другое определяет доза. Вот и с эмоциями на работе то же самое.
— Если бы вдруг представилась возможность на один день в формате эксперимента поменять сферу деятельности — где бы вы хотели оказаться?
— Сферу деятельности менять не хочу, правда. Понимаете, сельское хозяйство — такое благодатное направление! Работать в этой сфере — это благодарный труд, потому что каждый год видишь результаты, получаешь и профессиональное, и эмоциональное удовлетворение от своей работы. Для меня лично это очень важно. И я надеюсь, люди будут более охотно приходить в эту сферу, и мы не будем испытывать того кадрового голода, который пока иногда наблюдается как раз из-за необходимости работать на селе.
— А в каких специалистах наиболее ощутима потребность отрасли?
— В области растениеводства, животноводства, ветеринарии, сопровождении особо опасных производственных объектов. Хотелось бы, чтобы было больше специалистов по технологии наших производственных процессов.
Сейчас эта работа становится все более интересной, в том числе, и благодаря новым технологиям, оборудованию. Мы с вами говорили о возможностях дистанционной работы в нашей отрасли. Да, специалист может удаленно с помощью смартфона отслеживать в режиме реального времени надои, физическое состояние коровы, количество полученных ею кормов, сколько она двигается, сколько раз корову доили, когда у нее осеменение, когда родится теленок, сколько ветеринарных препаратов и каких было применено и т. д. Но этот специалист обязательно регулярно должен бывать на месте, знать, как это происходит вживую, как работают люди на этом производстве. Только тогда цифровые технологии станут для него эффективным инструментом работы. К сожалению, такая привязка к земле, к ферме является зачастую причиной сложностей с квалифицированными кадрами.
У нас в Татарстане прилагается много усилий, чтобы сохранить село и людей в селе, чтобы они могли работать по принципу «где родился, там и пригодился». Это очень правильно, потому что, если мы сохраним сельское хозяйство, мы обеспечим продовольственную безопасность, как республики, так и страны.