В середине февраля текущего года крупнейший в Алтайском крае свинокомплекс «Алтаймясопром» признали банкротом.
Почему «Алтаймясопром» так и не смог выйти на проектную мощность, даже на волне импортозамещения объяснения этому никто до сих пор так и не нашел. Существует мнение, что предприятие не справилось с кредитной нагрузкой, неправильно просчитав бизнес и плохо скоординировав их с выплатами. Существует версия, что у владельцев холдинга в Кемерове возникли другие первоочередные задачи.
А начиналось все очень радужно. Ведь даже для сельскохозяйственного Алтая это должно было стать настоящим прорывом. Всего в сотне километров от Барнаула, в Тальменском районе — почти на самой границе с Новосибирской областью — должен был появиться один из крупнейших в Сибири свинокомплексов «Алтаймясопром» на 40 тысяч тонн мяса ежегодно. Инвестором выступил кемеровский ООО «ХК «Кем-Ойл», принадлежащий Александру Югану, а возглавил алтайское предприятие бывший аграрный вице-губернатор Алтайского края Борис Панов. Завод начали строить в 2010 году и в 2012 открыли первую очередь.
Финансировал «Алтаймясопром» «Внешэкономбанк», и общая сумма инвестиций в проект предполагались на уровне 10 млрд рублей. В планах проекта было возвести в Тальменском районе целый поселок — агрогородок по примеру белорусских. Проект начали реализовывать и первая продукция вышла на рынок. На успешное предприятие привозили экскурсии руководящего звена страны. На полную производственную мощность «Алтаймясопром» должен был выйти к 2014 году, но… в 2018 году предприятие объявили банкротом.
Первые проблемы на предприятии начались еще в 2015 году. В декабре 2015 года Арбитражный суд Алтайского края принял решение о о взыскании с предприятия "Алтаймясопром" Тальменского района 858,7 тыс. рублей. Долг у животноводческого комплекса образовался перед Главным управлением имущественных отношений Алтайского края. В своем иске ведомство уточняло, что предприятие не надлежащим образом выполняет обязательства по внесению арендной платы за земельные участки, расположенные в Смоленском районе.
Согласно документам суда, изначально сумма к взысканию составляла 1,9 млн. рублей, однако часть этой суммы "Алтаймясопром" погасил. Также в декабре 2015 года в Арбитраж поступило еще несколько заявлений о взыскании с предприятия долгов. Так, фирма "Вариант-А" предъявила иск к "Алтаймясопрому" на 225 тыс. рублей, "Барнаульская сервисная компания" - 50 тыс. рублей.
Как выяснилось в 2015 году, привлеченных у ВЭБа средств, даже после залога доли г-на Югана, оказалось недостаточно. Аграрный вице-губернатор региона Александр Лукьянов тогда прямо называл проблему, с которой столкнулся «Алтаймясопром». «Объект по мясопереработке готов на половину. Вся проблема заключается в том, что они не могут получить кредитных ресурсов. В конце прошлого года, проблема, кажется начала решаться. Сейчас вновь ведутся переговоры с банком».
Осенью 2015 года губернатор Алтайского края Александр Карлин также затронул проблему недостающих инвестиций для мясных мегапроектов, однако уверял, что суммы небольшие — «всего» 2 млрд рублей. «В Алтайском крае не менее двух проектов по производству свинины находятся в высокой степени готовности: «Альтаир-Агро» в Ребрихинском районе, «Алтаймясопром» в Тальменском районе. В эти два сюжета уже вложено более 10 млрд рублей. Для их завершения во II очередях необходимо еще до 2 млрд рублей. Это относительно небольшие суммы. Речь идет о банковских кредитах, субсидированных государством. Завершение проектов позволит в течение 1-1,5 лет увеличить производство свинины не менее чем на 30-35 тысяч тонн. Это очень солидная прибавка», — цитировал Александра Карлина офсайт администрации региона. По иронии, «Альтаир-Агро» в 2016 году признан банкротом.
В 2016 году власти региона крайне скупо освещали реализацию проекта «Алтаймясопром». Спад интереса произошел, несмотря на то, что проект, по заверению чиновников, является «одним из первоочередных в краевой программе «Комплексное развитие Алтайского Приобья и эффективное использование туристско-рекреационных активов юга Сибири» и входит в губернаторскую программу «100+100», а также попал на инвестиционный портал самопрезентации региона.
В ноябре 2016 года возглавлявший проект с момента основания менеджер и совладелец Борис Панов ушел с поста, место гендиректора занял Игорь Тищенко. Смена руководства произошла на фоне рассмотрения в арбитражном суде очередного иска о банкротстве предприятия и продолжающихся трудностей на производстве.
В августе 2017 года «Алтаймясопром» пытались договориться со своим кредитором – Внешэкономбанком (ВЭБ) о реструктуризации задолженности, но безрезультатно. На заседании по иску ВЭБа о банкротстве алтайской компании, рассматриваемому в Арбитражном суде Алтайского края 21 августа, представитель банка заявил, что истец не отказывается от требования признать должника несостоятельным. «В настоящий момент существует задолженность в размере более 5 млрд рублей по трем кредитным соглашениям с «Алтаймясопромом», никакого погашения указанной задолженности не происходит, соответственно, наши требования остаются неизменными».
В ноябре 2017 года на предприятии начались забастовки работников. Сотрудники остановили работу цехов и требовали выплатить задолженность по заработной плате. Уже 23 ноября задолженность в размере 2 млн рублей была выплачена.
НО ситуация с самими предприятием не выправилась. Несостоявшийся свинокомплекс задолжал одному только ВЭБу почти 10 млрд руб. Еще в январе 2018 года, как писал Агровестник, стороны вели переговоры о возможности реструктуризации долгов. «И руководство предприятия, и банк ориентированы на реструктуризацию долгов "Алтаймясопрома", дофинансирование проекта и вывод его на полную мощность. Сейчас банк с предприятием разрабатывают модель финансового взаимодействия и производственной деятельности комплекса»,— комментировали ситуацию в минсельхозе Алтайского края. Совладельцы компании указывали в качестве одного из вариантов развития событий — привлечение стороннего инвестора в проект. Но 15 февраля собрание кредиторов крупнейшего в Алтайском крае свинокомплекса «Алтаймясопром» решило признать компанию банкротом и ввести конкурсное производство.