Урожай в России в этом году превзошел все ожидания. Ключевыми факторами роста эксперты называют увеличение объемов господдержки и быструю адаптацию отрасли к санкционному давлению. Вместе с тем на фоне рекордного производства аграрии столкнулись со снижением цен на свою продукцию.
Чтобы поддержать рентабельность растениеводов, власти выделили 20 млрд рублей субсидий. А чтобы снять с рынка излишки, которые давили на цены, до конца года в госфонд может быть закуплено до 3 млн т пшеницы и ржи по комфортным для сельхозпроизводителей ценам. Подробности — в материале «Известий».
Сколько будет еды
На данный момент в России собран 151 млн т зерновых, в том числе урожай пшеницы составил порядка 105 млн т, заявил 7 ноября на межведомственном совещании глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев. Исполнены и превышены прогнозы и по другим сельхозкультурам. Исторический рекорд ожидается по масличным, тепличным овощам, фруктам и ягодам. Выше предыдущего будет урожай картофеля и грунтовых овощей, а также сахарной свеклы.
Такие сборы не только позволят полностью обеспечить внутренние потребности, но и активно развивать экспорт. Так, потенциал зарубежных поставок зерновых в этом сезоне оценивается более чем в 50 млн т. И власти, и бизнес заявляют о гуманитарной миссии России в мире. В Союзе экспортеров зерна подтвердили, что готовы наращивать экспорт на Ближний Восток и в Африку, несмотря на скрытые барьеры и дискриминацию российских компаний.
Экспорт набирает обороты
По словам представителя правления Союза экспортеров зерна Эдуарда Зернина, российские компании по большей части приспособились к существующим ограничениям — с начала агросезона на начало ноября отставание в сравнении с тем же периодом прошлого года составляет всего 1,5%. Вывезено порядка 18 млн т с учетом стран ЕАЭС. Экспорт пшеницы пока отстает на 3,5% — поставлено к началу ноября чуть более 15 млн т. Но экспортный потенциал этого сезона гораздо больше, а темпы экспорта должны быть примерно в два раза выше прошлогодних. Высокий мировой спрос на российское зерно может помочь в преодолении скрытых санкционных барьеров, считает эксперт.
Чтобы избежать проблем с экспортом во второй половине сезона, квоту на экспорт было решено увеличить с 11 млн до 25,5 млн т. При этом застраховать российских потребителей от роста цен поможет сохранение пошлины на вывоз зерна. Механизмы регулирования в существующем виде являются гибкими, квоты и пошлины способны снизить эффект мировых колебаний цен на внутреннем рынке. А мировой зерновой рынок сейчас характеризуется высокой волатильностью, поэтому особых причин отменять пошлины или квоты пока нет, считает помощник президента Центра стратегических разработок (ЦСР) Елена Разумова. К тому же стабильные правила игры лучше, чем резкие колебания регулирования в зависимости от рыночной конъюнктуры в одном сельхозсезоне.
Интервенции и субсидии в помощь
Рост зарубежных поставок важен не только для нуждающихся стран, но и для внутреннего рынка. При таком колоссальном объеме зерна излишки давят на цену. В этом смысле российским аграриям помогли закупки в интервенционный фонд. На данный момент приобретено порядка 1,4 млн т, до конца года запасы могут увеличиться до 3 млн т.
Основная задача закупочных интервенций — выкуп зерна по ценам, обеспечивающим доходность производителям зерна. А рост цен на зерно после интервенций уже скорее косвенный эффект, отмечает Елена Разумова. По ее мнению, с учетом того, что товарные интервенции проводятся для производителей муки и хлеба, которые «потребляют» около 15 млн т зерновых в год, 3 млн т интервенционного фонда — заметная цифра.
Поддержать рентабельность агробизнеса государство помогло и с помощью компенсации части затрат на производство и реализацию зерна. На эту субсидию в первом полугодии было выделено 10 млрд рублей, недавно в регионы направлено еще столько же, и это позволит возместить 2 тыс. рублей за 1 т реализованной продукции.
Нельзя не учитывать и общие инструменты господдержки отрасли: на льготное кредитование, лизинг и многое другое в этом году были направлены беспрецедентно большие суммы, которые компенсировали аграриям рост издержек. Например, только на новые «короткие» кредиты, по словам главы Минсельхоза, направлено 33,5 млрд рублей поддержки.
Почему падали цены
Принятые правительством меры позволяют сглаживать негативный эффект от низких цен для российских аграриев. Первоначально ввиду сложностей в расчетах, фрахте, страховании грузов у нас сузилось окно экспорта, что в условиях небывалого урожая привело к затовариванию, говорит генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. Вдобавок сказались крепкие позиции рубля.
Цены на зерновые всегда подвержены очень большим сезонным колебаниям — во время сбора урожая они, как правило, низкие. Да и себестоимость в разных регионах производства не одинаковая. Поэтому в моменте цены могут опускаться до уровня ниже стоимости производства даже в обычных условиях, поясняет Елена Разумова. При этом по расчетам Союза экспортеров зерна себестоимость выращивания пшеницы в этом сезоне колеблется на уровне не выше 8–9 рублей за 1 кг. Закупочные цены экспортеров в мелководных портах на 7 ноября составляют 12,6 тыс. рублей за 1 кг без НДС. «Это справедливый уровень для столь высокого урожая, он отражает факт избыточного предложения пшеницы. При этом надо понимать, что это средневзвешенный индекс, цена реальной сделки может быть существенно выше», — отмечает Эдуард Зернин.
Почему теперь цены растут
Еще в конце сентября первый замглавы Минсельхоза Оксана Лут, выступая на расширенном заседании комитета Госдумы по аграрным вопросам, прогнозировала, что мировые цены на пшеницу теперь будут расти и вслед за ними подтянутся и внутренние, что поддержит рентабельность аграриев.
Сейчас на этот тренд работают несколько факторов. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), среди них — засуха в отдельных районах Аргентины и США, а также активные закупки зерна ЕС. Кроме того, близки к исчерпанию поставки украинской пшеницы на мировой рынок, которая, как известно, продается с большим дисконтом, что тоже приводит к снижению общего уровня цен.
Теперь властям следует позаботиться о максимальном ускорении экспорта российского зерна, полагает Дмитрий Рылько. В этом году нашу пшеницу прекрасного качества и по приемлемым ценам охотно покупают Египет, Пакистан, Алжир, ОАЭ, Ливия, Сирия, Судан и многие другие страны. Хорошо бы там, где возможно, закрепить эти поставки межправительственными соглашениями, которые гарантируют большие объемы сбыта для госкомпаний, считает Рылько.