В текущем сельскохозяйственном году (июль 2015 г. – июнь 2016 г.) российские компании могут экспортировать до 32,8 млн т зерна. Это вернет стране звание крупнейшего в мире экспортера. В США отмечают, что если валюты развивающихся стран не прекратят падение, Соединенный Штаты продолжат терять свою долю в экспортном рынке.
Рост производства зерна в стране увеличился на 25% и составляет сегодня порядка 30 млн т, из которых 22 млн – пшеница, подтверждает министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев. По данным Российского зернового союза (РЗС), экспорт зерновых в 2014/2015 сельскохозяйственном году, который завершился 30 июня 2015-го, составил 31,7 млн т. Почти столько же, по оптимистичным прогнозам Минсельхоза России, можно будет вывезти в нынешнем сельскохозяйственном году. «Потенциальный объем экспорта прогнозируется на уровне 32,8 млн т. Эти цифры вполне реальны с учетом текущей конъюнктуры рынка и курсовой разницы. США на самом деле сейчас не являются сильным игроком на рынке зерна. Единственная растущая в мире валюта – это американский доллар, то есть свой продукт страна не может продавать дешево. Неудивительно, что на этом фоне Штаты теряют своих покупателей, в то время как РФ может завоевывать новые рынки, экспортируя большие объемы», – говорит аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка Евгений Зайцев.
Действительно, ожидается, что США, нынешний мировой поставщик № 1, в этом сезоне поставит менее 22 млн т.
«Снижение поставок связано со снижением конкурентоспособности американской пшеницы из-за роста курса доллара. Россия поставляет заметные объемы даже в соседнюю с США Мексику – более 400 тыс. т. Другой фактор касается объемов производства. Хороший урожай 2015 года позволяет планировать экспорт пшеницы на уровне 23,5 млн т, из которых вывезено уже более 18 млн т. К тому же качество российской пшеницы и ее цена удерживают высокую конкурентную планку по сравнению с поставщиками из Болгарии, Украины, Румынии и даже Франции», – отмечает начальник отдела анализа рынков департамента стратегического маркетинга ЗАО «Русагротранс» Игорь Павенский.
По его прогнозу, инфраструктура российских терминалов сегодня справляется с растущими объемами, кроме того, существует определенный резерв. В Российском зерновом союзе уточнили, что объемы экспорта можно увеличить еще на 3–4 млн т без серьезной нагрузки на инфраструктуру.
Возможную трудность для экспортеров может создать государство, которое в феврале прошлого года ввело ограничительную пошлину на экспорт зерна. Ее действие значительно снизило общие объемы отправок за сельскохозяйственный год. Вопрос о введении новой пошлины или о ее полной отмене обсуждался правительством в Кремле в конце января 2016-го, но пока никаких изменений нет. «Все еще может измениться, но пока что решение не было принято», – пояснили в Российском зерновом союзе. «Полная отмена действующего сегодня ограничения поспособствует росту объемов экспорта зерна», – согласны в компании «ОЗК». Это означает, что экспорту открыты широкие возможности и выполнить оптимистичный прогноз будет не сложно.
Напомним, сегодня Россия удерживает лидерство по экспорту зерна на рынках Средиземноморья и Африки. «В настоящее время перечень стран, в которые экспортируются зерновые российского происхождения, достаточно ограничен. Преимущественно российское зерно поставляется в государства Северной Африки и Ближнего Востока, которые являются традиционными потребителями российской сельскохозяйственной продукции», – уточняют в ОЗК. По мнению представителя компании, для российских экспортеров, несомненно, представляют интерес азиатские рынки.
Между тем в конце 2015 года Китай и Россия смогли достичь соглашения об условиях поставки российского зерна. Это означает, что наконец налажены каналы для расширения рынков сбыта и дополнительный потенциал роста экспорта может быть в виде выхода на азиатские рынки, прежде всего в Китай и Юго-Восточную Азию. В результате достигнутых соглашений уже в ближайшие годы объем экспорта зерна в КНР может вырасти до 1 млн т в год. Речь идет о поставках зерна из четырех регионов Сибири. «Восточная Азия (Китай, Япония) является емким рынком с точки зрения потребления фуражного зерна (кукурузы, сои), относительно же продовольственной пшеницы здесь высокие требования по качеству. Значительные трудности на этом направлении представляют слабая инфраструктура и удаленность производителей зерна от портов на Дальнем Востоке», – уточняет И. Павенский. На сложности в поставках на Восток указывают и представители бизнеса. «Существует масса ограничительных мер со стороны азиатских стран по фитосанитарным нормам, которые мешают экспортерам наращивать объемы вывозимого зерна. Для реализации экспортного потенциала российского сельскохозяйственного рынка в полном объеме необходимо государственное участие в его развитии и регулировании. В частности, нужна поддержка экспортеров для выхода на новые нетрадиционные рынки сбыта российской сельхозпродукции, лоббирование интересов экспортеров на основных рынках сбыта российской сельхозпродукции», – подчеркивают в ОЗК.
В свою очередь, в ИКАР заявляют, что радужные планы в текущих условиях мировой экономики – это всегда уравнение со множеством неизвестных. «Говоря о перспективах, необходимо понимать, что это уравнение со множеством неизвестных. Да, у российских компаний есть инфраструктурные возможности для вывоза больших объемов, и есть новые рынки сбыта, например страны Африки, Юго-Восточной Азии, Южной Америки. Но если цена судового фрахта снова вырастет, или укрепится рубль, или урожай будущего года будет хуже наших ожиданий, то и объемы экспорта будут пересмотрены в сторону их уменьшения», – заключает Е. Зайцев.