На Юге есть все предпосылки для формирования регионального экспортного рынка со своим инструментарием и правилами игры. Центром такого рынка может стать Краснодарский край, где необходимая инфраструктура формировалась десятилетиями, а поставками могут заниматься не только крупные трейдеры, но и сами агропромышленные холдинги.
Тема экспорта зерна стала актуальной в последние месяцы на фоне ухудшения обстановки на продовольственных рынках мира. Еще в начале осени Владимир Путин указывал, что Запад вывозит большинство украинского зерна в свои государства, а не, например, в нуждающиеся страны Африки. При этом в отношении экспорта из РФ «зерновая» сделка не работает, о чем неоднократно заявляли представители МИД страны. Как отметил в октябре глава Минсельхоза РФ Дмитрий Патрушев, на фоне рекордного урожая Россия может до конца 2022 года поставить за рубеж до 30 млн тонн зерна – тот объем, который обещала ООН для решения проблемы мирового голода. Но экспорт сдерживают скрытые санкции, объемы поставок значительно сократились. Для обеспечения контрактов российским экспортерам приходится не только перенаправлять логистические потоки, но быть более гибкими, подстраиваться под условия, работать небольшими партиями и под конкретного заказчика. Текущая ситуация на российском и международном рынках способствует постепенному изменению состава экспортеров. Крупные трейдеры постепенно будут сдавать позиции, уступая свою долю в экспорте зерна российским агрохолдингам, которые все активнее выходят на внешние рынки самостоятельно.
Регионы снижают экспорт
В текущем году крупнейшие регионы юга России показали снижение зернового экспорта. Так, в Краснодарском крае, по словам вице-губернатора Андрея Коробки, поставки зерновых на мировые рынки упали вдвое. «Проблема с зерном глобальная в рамках всей страны, — сказал г-н Коробка. — Конкретно в Краснодарском крае экспортировали зерна на 1,5 млн тонн меньше, чем годом ранее, снижение почти в два раза. Даже Новороссийский терминал отгрузил в три раза меньше, чем в прошлом году». В Ростовской области, как отметил министр сельского хозяйства и продовольствия Дона Константин Рачаловский, в текущем году поставки зерна упали на 20%, Объемы производства сельхозпродукции в стране при этом не снижаются. Даже на фоне предыдущих «хлебных» лет, в 2022 году в стране ожидался рекордный урожай зерновых — 130 млн тонн, из которых около 84 млн тонн — пшеница.
У аграриев проблемы
В конце сентября прогноз был существенно скорректирован: валовый сбор зерна составит 150 млн тонн, из них 100 млн тонн – пшеница. С учетом падения объемов экспорта рекордный урожай стал головной болью аграриев. По словам гендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрия Рылько, реальность серьезно превзошла ожидания. «Все это ведет к тому, что у нас, в отличие от прошлого года, — грандиозное падение цен по всей стране на уровень экспортных паритетов», - пояснил эксперт.
Г-н Рылько напомнил о колоссальной роли курса рубля в ценообразовании, а также о затратах, которые нужно сделать хозяйствам под урожай 2023 года. По мнению руководителя ИКАР, для того, чтобы сократить неизбежные потери, Правительство РФ должно быть сосредоточено на том, как помочь аграриям сохранить ресурсы до следующего урожая.
Из-за ограничений на экспорт на южном рынке сельхозпродукции сложилась очень напряженная ситуация, уверен председатель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств в Краснодарском крае Александр Шипулин. Он заметил в интервью РБК, что сегодня нет тех объемов экспорта, которые были годом ранее. Производители добиваются отмены экспортных пошлин, так как они снижают стоимость продаж зерна и другой продукции. Вместе с этим наблюдается резкое повышение цены на все расходные материалы — запчасти, удобрения, ГСМ. «Эти ножницы нас просто зарежут, если никаких изменений не произойдет», — резюмировал глава кубанского АККОР.
Предпосылки к изменениям
До февраля 2022 года бал на рынке агроэкспорта правили в основном трейдинговые компании. Аграрии занимали не более 10% от общего числа экспортеров зерна. Со второго квартала вчерашние лидеры постепенно сдают позиции: одни снизили объемы в ответ на ограничительные пошлины; другие приостановили поставки из-за западных санкций; третьи, преимущественно европейские и американские игроки на российской ниве, передали бизнес «другим владельцам», не столь именитым.
По наблюдениям аналитиков ИКАР, в текущей ситуации более уверенно чувствуют себя российские агропромышленные холдинги, которых выручает наличие своего зерна и собственных мощностей для его хранения и переработки. К таким, в частности, относятся агрохолдинг «Степь» (АФК «Система»), концерн «Покровский» и «Авангард-Агро» — компании входят сегодня в топ-15 крупнейших экспортеров зерна.
Агрохолдингу «Степь» принадлежит 578 тыс. га в Ростовской области, на Кубани и Ставрополье. Ежегодно он производит около 1 млн тонн пшеницы. В первом полугодии 2022 года выручка компании выросла до 29,4 млрд рублей, это на 153,5% больше показателя годичной давности. Компания активно развивает агротрейдинг: в июле она экспортировала за рубеж 164 тыс. тонн зерна, его главными получателями стали Саудовская Аравия, Турция и Египет. Компания поставляет на внешние рынки как зерно, которое закупает у сторонних сельхозпроизводителей, так и нишевые культуры — горох и нут.
Концерн «Покровский» владеет 242 тыс. га, все его агропромышленные активы консолидированы в Краснодарском крае. В сельхозсезоне 2022/23 хозяйства группы компаний собрали более 800 тыс. тонн зерна, из них 710 тыс. тонн — пшеницы. «Покровский» является одним из лидеров в стране по эффективности на гектар: максимальная урожайность ячменя на его полях - 106 ц/га, по пшенице — 92,5 ц/га. Хранением и переработкой зерна в составе концерна занимаются 5 элеваторов с грузооборотом 1,6 млн тонн в год, что позволяет активно наращивать зарубежные поставки сельхозпродукции собственного производства. Так, в 2020 году объем агроэкспорта ГК составил 400 тыс. тонн, в 2021-м вырос еще на 25%, до 500 тыс. тонн. В новом сезоне за счет развития трейдингового направления концерн планирует вдвое увеличить объёмы экспорта сельхозродукции, до 1 млн. тонн. В экспортный портфель «Покровского» входят 22 страны мира, среди которых Китай, Турция, Египет, Ливия, Нигерия и другие государства Азии, Африки и Ближнего Востока.
В активе «Авангард-Агро» свыше 450 тыс. га сельхозугодий в Воронежской, Орловской, Курской, Тульской, Липецкой и Белгородской областях. По версии Forbes, компания благополучно справилась с трудностями 2017 года, по итогам которого прибыль холдинга сократилась в 10 раз, до 466 млн рублей, и теперь находится на седьмом месте в рейтинге крупнейших латифундистов страны. По данным открытых источников, выручка компании в 2021 году уже 27,8 млрд рублей, что на 20% больше, чем годом ранее. В структуре производства «Авангард-Агро» основная доля приходится на пшеницу - 416 тыс. тонн, ячмень - 473 тыс. тонн, и кукурузу -171 тыс. тонн.
Свое зерно дороже
Как отмечают эксперты, на международном рынке интерес к производителям, которые контролируют качество своего зерна «от поля до прилавка», гораздо выше, чем к трейдерам. Приобретая зерно у трейдера, покупатель ничего про него не знает: где оно выросло, по каким технологиям, как хранилось. В то время как сами аграрии знают про свой товар абсолютно все: от марки семян до модели комбайна, задействованного в уборке.
«В отличие от трейдинговых компаний сельхозпроизводитель прозрачен для покупателя. Зерно, которое мы предлагаем, уже находится на элеваторах, его качество документально подтверждено, то есть перед подписанием контракта можно ознакомиться со всеми сертификатами, увидеть и оценить образцы продукции. Конечно, крупные трейдеры могут дать больший дисконт по сделке, но наше преимущество в том, что мы в короткие сроки поставляем зерно практически в любую точку мира, гарантируя при этом его происхождение, качество и чистоту. Иностранные партнеры ценят такой подход», — рассказал управляющий агробизнесом ГК «Концерн «Покровский» Станислав Кашуба.
В условиях, когда внешние границы страны искусственно закрываются для крупных экспортных поставок, преимущество оказывается на стороне более гибких и оперативных агрохолдингов, которые могут поставлять зерно контейнерными партиями напрямую со своих элеваторов – причем как свое, так и сторонних сельхозпроизводителей. Учитывая созданную на юге России экспортную инфраструктуру — морские порты, железнодорожные пути, элеваторы и терминалы для перевалки зерна, подобная кооперация позволит создать свой региональный рынок и более масштабно представлять агропромышленный потенциал юга России на мировой арене, считают эксперты.
Зерно пройдет сквозь санкции
Еще в мае 2022 года председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин заявил, что из-за барьеров во внешней торговле нуждающиеся в продовольствии страны могут недополучить до 10 млн тонн зерна из РФ. «На фоне громких заявлений о приближающемся мировом продовольственном кризисе наши вчерашние партнеры наперегонки соревнуются в возведении барьеров на пути российского зерна – блокируют банковские счета и расчеты, замораживают кредитные линии и лимиты торгового финансирования, запрещают нашим судам заходить в международные порты. Говоря языком новомодной культуры отмены, российское зерно, похоже, решили просто «отменить», несмотря на последствия», — пояснил он журналистам в кулуарах Всероссийского зернового форума в Сочи.
Россия продаст свое зерно, несмотря на ограничения и скрытые санкции, уверены эксперты. «В мире наблюдается исключительно высокий спрос на российское зерно, поэтому экспортеры найдут подходящее решение для организации поставок, вплоть до создания обособленного регионального рынка, со своими клиринговыми валютами, инструментами торгового финансирования, правилами торговли и разрешения споров», - подчеркнул г-н Зернин. Центром такого рынка может стать Краснодарский край, где необходимая экспортная инфраструктура формировалась десятилетиями, а поставками могут заниматься не только крупные трейдеры, но и сами агропромышленные холдинги.
«Мы все сложности видим и находим решения совместно с экспортерами. Нельзя сказать, что процесс идет просто, но Россия не раз доказывала, что она надежный партнер и готова выполнять свои обязательства. С июля 2022 года мы поставили на зарубежные рынки 8,3 млн тонн зерна. Причем темпы роста экспорта изо дня в день увеличиваются. Сейчас мы находим новые логистические цепочки, новых партнеров, набираем темпы и, думаю, к концу года сократим отставание в объемах до минимума», — рассказывал в начале октября РБК Дмитрий Патрушев.