Еще в марте 2024 руководители компаний уведомили Министерство сельского хозяйства РФ о прекращении экспорта российского зерна на фоне санкционного давления Запада. Время до середины года требовалось для решения вопроса о передаче дочерних компаний, работающих в России, новым владельцам.
В итоге, российская дочерняя компания Viterra сменила название с Viterra Rus на MZK Export. Она продолжит свою деятельность в России в качестве независимого экспортера. О планах Cargill и Dreyfus в министерстве пока не сообщили.
По данным Российского зернового союза, в сезоне 2022/23 Viterra Rus экспортировала в общей сложности 3,7 млн тонны зерна (четвертое место в рейтинге российских экспортеров). В дочерней компании Cargill объем экспорта составил 2,3 млн тонн (шестое место). Louis Dreyfus Восток, дочерняя компания Louis Dreyfus, экспортировала 1,2 млн тонн (одиннадцатое место).
Таким образом, общий объем экспорта трех компаний в 2022/23 году составил 7,2 млн тонны зерна. Это более 13% российского экспорта зерна в то время (около 55 млн тонн).
Генеральный директор Института исследований аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько отметил, что совокупная рыночная доля Cargill, Viterra и Louis Dreyfus в объемах отгрузок зерна через Черное море была довольно высокой - 20%. Тем не менее, эксперт не считает, что уход компаний с рынка как-то заметно повлияет на поставки российского зерна международным покупателям - желающих грузить зерно хватает. Эдуард Зернин, председатель правления Ассоциации экспортеров зерна, подчеркнул, что к настоящему времени выросли мощные национальные игроки, которые уже превзошли иностранных участников рынка по объему бизнеса.
На что повлияет уход этих трех трейдеров, так это на уровень конкуренции среди покупателей зерна у производителей.
“Если их место займут государственные компании, конкуренция в секторе сбыта сельхозпродукции аграриями может пострадать”, - отметил Дмитрий Рылько.
Он пояснил, что в целом ряде российских регионов эти три транснациональные компании возглавили бы список потенциальных покупателей, предлагающих аграрями выгодные условия.
„Было бы разумно сохранить управленческие команды трех ушедших компаний, поскольку они являются одними из лучших на рынке“, - добавил Дмитрий Рылько.