Telegram Agrovesti chanel
Реклама

Россия захватывает мир не силой оружия, а поставками продовольствия

Источник: ФАН

Для поддержки сельского хозяйства в России в 2022–2024 годах заложены бюджетные программы в объеме более 200 млрд рублей. Расходы на реализацию государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» за этот период могут составить 117,4 млрд рублей, а еще 94,3 млрд рублей планируется потратить на мелиорацию.

Для чего России нужна поддержка сельского хозяйства в XXI веке? И какие задачи решает наша страна, вкладывая деньги в российские сельские территории? Об этом — в материале ФАН.

Зачем России развивать сельское хозяйство

О росте бюджетной поддержки мелиорации наглядно говорят сравнительные цифры. Прошлая мелиоративная программа, принятая еще в 2013 году, была рассчитана на целых семь лет и покрывала период 2014–2020 годов. На нее государство потратило 75 млрд рублей. Теперь же практически на четверть большую сумму планируется потратить всего лишь за три года. Так что же это — разумная политика или же выбрасывание денег на ветер, а точнее — закапывание в землю? Как говорится, «лучше бы пенсионерам раздали». Хотя нет, ой, пенсионерам как раз тоже раздали.

Так что же дала России прошлая программа мелиорации? Об этом с завистью пишет западная пресса, называя это «доктриной пшеничной демократии».

К началу 2000 годов Россия попала в тотальную зависимость от импорта продовольствия. Шутка ли: в то время около половины всего продовольствия страна импортировала. В результате чего субъектность нашей страны была во многом призрачной — Россия бы не выдержала даже легких санкций, затрагивающих продовольственным импорт. Обычный заголовок 1999 года выглядел так: «США получили от России просьбу о предоставлении дополнительной продовольственной помощи в этом году».

Уже в 2004 году президент России Владимир Путин, понимая эту проблему, запустил государственную программу развития сельского хозяйства — наряду с другими национальными проектами, направленными на стимулирование финансирования и создание производства. Цель программы развития сельского хозяйства была поставлена четкая и ясная: гарантировать самообеспеченность на 80-95% по ключевыми продовольственным товарам и по зерну. Эта цель уже выполнена, но тогда это виделось крайне сложной задачей.

Продовольствие открывает все двери

Десять лет спустя, в 2014 году, вместе с принятием прошлой мелиорационной программы появилась «зерновая конституция» для повышения прозрачности зернового рынка. Уже в 2016 году, насытив внутренний рынок, Россия перешла к экспорту пшеницы, а в следующем году впервые обогнала по экспорту зерна традиционных мировых лидеров — США и Канаду.

Причем экспорт продовольствия стал для России не просто источником твердой валюты и поступлений в бюджет, но и политическим оружием. Например, сделка России и Саудовской Аравии в вопросе добычи нефти, которая привела к формированию мегакартеля ОПЕК+ в 2016 году, имела и другое измерение. Эр-Рияд с помощью Москвы не только добился стабильных цен на нефть, но и решил свои продовольственные проблемы, открыв для российской продукции свой огромный рынок куриного мяса и зерна. Теперь Россия отвечает за 15% зернового импорта королевства, надежно привязав арабских шейхов к своей пшенице и ячменю.

В похожую ситуацию попала и Турция, которая уже не может обеспечивать свое растущее население собственным продовольствием. В 2019 году Турция стала крупнейшим импортером российской пшеницы, но чуть ранее она согласилась на постройку газопровода «Турецкий поток» и безусловный транзит российского газа в Европу после отказа Болгарии. Совпадение? Возможно...

Кроме того, речь идет уже отнюдь не только о зерне. Экспорт мяса из России имеет сугубо положительную динамику — российская продукция прорвалась на огромный азиатский рынок, стремительно повышающий стандарты потребления. Самыми крупными российскими «мясными» клиентами там стали Китай и Вьетнам. В 2020 году Россия утроила свой экспорт говядины и удвоила экспорт свинины в тоннах и долларовом эквиваленте. Половина мяса ушла в Китай, Вьетнам же начал импортировать российскую свинину в конце 2019 года, эта страна уже является вторым по величине ее потребителем в мире.

То есть благодаря последовательной государственной поддержке сельского хозяйства Россия не только решила свои внутренние задачи продовольственной безопасности, но и превратила экспорт российского продовольствия в эффективное геополитическое оружие.

Чего ждать завтра

Большая часть растущих продовольственных рынков расположена вблизи России. Это вся Африка, Ближний Восток, страны Азии. Самый короткий и простой способ удовлетворить их потребности — это поставки продовольствия из нашей страны. Москва контролирует треть импорта пшеницы на Ближний Восток и в Африку, 10% импорта в Азию и пятую часть всего мирового рынка пшеницы.

К 2024 году за счет комплексной поддержки сельского хозяйства и вовлечения в сельскохозяйственный оборот пустующих земель наша страна собирается нарастить зерновой экспорт еще на 50%, увеличив производство зерна к 2025 году до гарантированных 140 млн тонн против нынешних 120-130 млн тонн. Напомним, в 1998 году эта цифра поставила абсолютный антирекорд — тогда по всей России собрали всего лишь 48 млн тонн зерна.

Все ресурсы для такого рывка у России есть: в нашей стране по-прежнему существуют целинные и выпавшие из сельскохозяйственного оборота земли, которые можно использовать для растениеводства. Есть потенциал и для переработки сельхозпродукции, который может опираться на то, что сельское хозяйство России гораздо более экологичное, так как использует гораздо меньше опасной химии и не опирается на ГМО-технологии. Ну и, наконец, на руку России играет и глобальное потепление — в стране год от года улучшается климат, а граница сельхозземель перемещается все севернее.

Именно поэтому государство по-прежнему вкладывает деньги в сельское хозяйство. Нефть и газ — конечны, а вот зерно растет каждый год.

Возможно, вам это будет интересно