В России зафиксирована нехватка качественной пшеницы для производства хлеба. Это привело к снижению качества хлебобулочных изделий в стране и росту фальсификата на рынке, говорится в материалах к совещанию в Совете Федерации. Как пояснил замглавы Минсельхоза Евгений Громыко, снижение качества зерна в России связано с либерализацией рынка и ослаблением фундаментального подхода к качеству производимого зерна.
Несмотря на рекордный урожай пшеницы в 2016 году, в России есть дефицит высококачественной пшеницы для производства хлеба. Из-за этого качество хлебобулочных изделий падает, а количество фальсификата в отрасли растет, говорится в материалах к совещанию «О прогнозном балансе ресурсов и использования зерна в РФ», которое прошло в понедельник в Совете Федерации.
«Высокий урожай неизбежно привел к дефициту качественного зерна, в частности продовольственной пшеницы 3-го класса, являющейся одной из важнейших зерновых культур для производства массовых сортов хлеба в России», — говорится в материалах к совещанию.
В текущем году Россия собрала рекордный урожай пшеницы — 73,3 млн тонн. Но в нем наблюдаются перекос в сторону избыточного производства фуражного зерна и отсутствие механизмов, стимулирующих производство высококачественных сортов пшеницы. Так, если пять лет назад 50% урожая приходилось на пшеницу 3-го класса, то в 2016 году — всего 24,5%, тогда как доля пшеницы 4-го класса, наоборот, выросла и составила 32 млн тонн, 5-го класса — 21 млн тонн. При этом значительная часть высококачественной пшеницы уходит на экспорт.
Пшеницы хватит
В Минсельхозе отметили, что дефицита пшеницы для хлеба в «явном виде» не существует, но признали, что в некоторых регионах есть перекос в производстве зерна в сторону фуражных категорий. Как отметил в ходе совещания в Совфеде директор департамента регулирования рынков АПК Минсельхоза Владимир Волик, в отдельных регионах, «действительно, есть перекосы», а бо́льшая часть качественной пшеницы производится в Сибири.
«Тот дефицит, который потенциально может быть, — я бы не сказал, что он в явном виде существует, потому что регионы нам все-таки это не подтверждают. Но с точки зрения платежеспособного спроса, с точки зрения покрытия этого потенциального дефицита, мне кажется, у нас внутренние перевозки по стране очень сильно ограниченны», — заявил Волик.
Пшеницы хватит, заверяет Волик. По его оценкам, переходящие запасы продовольственной пшеницы на конец сезона составляют порядка 16 млн тонн. «Безусловно, там большая часть будет зерна 4-го класса, и когда мы раскладываем из статистики, в принципе, ее по стране должно бы хватить», — добавил он.
Вице-президент Российского зернового союза (РЗС) Александр Корбут также не видит рисков дефицита пшеницы, поскольку объемы производства позволяют закрыть внутренние потребности. Но существуют другие риски, связанные с распределением зерна по регионам. «Это неравномерное распределение наличия зерна по регионам. Большие объемы пшеницы 3-го класса традиционного имеются в Сибири — там просто другая не получается по природно-климатическим условиям, и меньше в европейской части России», — добавил Корбут.
Ситуация абсолютно нормальная, и хорошей пшеницы 3-го класса вполне достаточно во внутренних регионах России, говорит генеральный директор ИКАР Дмитрий Рылько. Но есть проблемы, связанные с «экономикой мукомолья» и ценами на качественную муку.
«В этом году велика разница по ценам между высококачественной и не очень качественной пшеницей. Естественно, велико искушение сделать муку из дешевой пшеницы. Особенно у так называемых "серых мукомолов". Проблема только в этом, а не в "дефиците"», — указывает Рылько.
Качество пшеницы и хлеба ухудшилось
В ходе совещания замглавы Минсельхоза обратил внимание на тот факт, что качество зерна в России ухудшилось. «Мы должны обратить внимание, констатируем факт сегодня: качество зерна ухудшилось», — заявил Громыко.
Дефицит качественной пшеницы сказывается на качестве хлеба, отмечается в материалах Совфеда.
«По данным Росстата и некоторых экспертов хлебопекарного рынка, несмотря на растущие показатели производства зерна, для производства хлеба в самом массовом сегменте используется зерно плохого качества. А объем и динамика хлебопекарных "улучшителей" и хлебных смесей в РФ также являются косвенным доказательством падения качества хлебобулочных изделий и роста фальсификата в отрасли», — говорится в документах.
Российские пекари дефицита качественной муки не испытывают и проблемы с качеством хлеба опровергают. «Дефицита качественной муки для хлеба не наблюдается. Информацию об ухудшении качества хлеба в России не подтверждаем», — сообщила представитель Российской гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК) RNS Татьяна Серегина.
Экономическая ловушка
Проблемы, которые уже сейчас закладываются в развитие зерновой отрасли, во многом будут влиять на положении России в мире как ведущего игрока на зерновом рынке, полагают в Совфеде. В частности, перепроизводство фуражного зерна может привести «к попаданию России в экономическую ловушку»: зависимости в сегменте качественного зерна от внешней конъюнктуры, а в сегменте менее качественного — от экспорта.
Призыв стимулировать экспорт при текущей стоимости зерна на мировом рынке приводит к тому, что производители фактически вынуждены продавать зерно ниже себестоимости. «В этом случае государственные субсидии практически субсидируют не отечественное сельское хозяйство, а низкую цену на зерно для стран-экспортеров», — отмечается в материалах Совфеда.
Вице-президент РЗС Корбут не согласен с этим, отмечая, что основные экспортные поставки, исходя из потребностей покупателей, приходятся на пшеницу 4-го класса. «У нас основные страны-покупатели — страны Африки и Ближний Восток. Традиции их питания, их знаменитые лепешки получаются лучше всего из пшеницы 4-го класса с определенным уровнем белка. Они ее берут, мы поставляем. Это основной объем поставок», — говорит он.
Причины падения качества
По мнению замглавы Минсельхоза Евгения Громыко, качество зерна в России ухудшилось из-за отсутствия подхода фундаментальной науки и должного контроля за качеством производимого в стране зерна.
«С момента исчезновения хлебной инспекции мы видим скатывание вниз по этим показателям, а именно качеству производства зерна. Либерализация и демократия в подходах к производству не принесли желаемого результата. Бизнес выбирает то, что можно продать: продается четверка (4-й класс пшеницы — RNS) — и слава богу», — отметил Громыко на совещании в Совфеде.
По его словам, сейчас существует серьезное расхождение в подходах к производству качественного зерна, поскольку после реформирования РАН Минсельхоз в последние годы оказался без поддержки фундаментальной науки по многим направлениям, в том числе по определению качества зерна и продуктов его переработки. Качество зерна в России не улучшается, согласен Корбут, отмечая, что производят в первую очередь то, что им выгодно.
«У производителя малодоступные финансовые ресурсы. Соответственно, у него возникают сложности и проблемы с приобретением качественных семян, средств защиты растений. Не может он их купить, а технологии определяют», — отметил он. Когда урожай высокий, валовое качество сокращается, потому что уровень технологий недостаточно высок, поясняет он. «Поднимутся технологии — будет качество», — отмечает Корбут.