Российские власти вводят запрет на импорт суточных цыплят и инкубационного яйца по причине вспышек в Европе птичьего гриппа. Подобный запрет мог обвалить производство птицы и яиц в России еще несколько лет назад. Сегодня же эксперты рассказывают о небольшой доле импортных поставок яйца и цыплят. Но подтвердить это может только стабильность цен и объемов производства в РФ, для которых птичий грипп в Европе окажется малозаметным фактором.
На сегодняшний день уже в 22 странах Европы зарегистрированы случаи высокопатогенного гриппа птиц, сообщают в Россельхознадзоре. В связи с этим возможен запрет на импорт суточных цыплят и инкубационного яйца, от которых еще недавно критически зависели крупные российские производители.
Ограничения, как уточняют в ведомстве Сергея Данкверта, коснутся ввоза в РФ мяса птицы, готовой мясной продукции из птицы и всех видов птицеводческой продукции, кормов и кормовых добавок для птиц, а также бывшего в употреблении оборудования для содержания, убоя и разделки птиц. «Для этих видов продукции запрет будет введен на всю территорию стран, где были зарегистрированы очаги высокопатогенного гриппа птиц в птицеводческих хозяйствах: Австрии, Великобритании, Венгрии, Болгарии, Греции, Германии, Италии, Нидерландов, Польши, Румынии, Словакии, Франции, Хорватии, Чехии, Швеции», – сообщают в Россельхознадзоре.
Отметим, ранее ведомство уже вводило точечные ограничения на поставки из отдельных регионов, где произошли вспышки заболевания. Так, со 2 февраля ведомство запретило поставки живой птицы и инкубационных яиц из трех районов Германии и трех областей Болгарии. Еще ранее был запрещен импорт живых птиц и инкубационных яиц из более чем 30 районов федеральных земель Нижняя Саксония, Шлезвиг-Гольштейн, Мекленбург – Передняя Померания, Саксония-Анхальт, Северный Рейн – Вестфалия, Рейнланд-Пфальц, Бранденбург, Тюрингия, Бавария и др. Ограничения коснулись не только стран ЕС. В середине января временные ограничения на ввоз в РФ птицеводческой продукции были введены и против Ирана.
Обещая ввести запреты, в Россельхознадзоре подчеркивают, что меры в первую очередь будут предприняты против тех стран и хозяйств, кто в течение недели не предоставит информацию «в отношении поставок живой птицы из хозяйств, имеющих право экспорта в РФ, расположенных в благополучных по гриппу птиц административных территориях стран – членов ЕС, где были зафиксированы очаги гриппа птиц». То есть можно предположить, что те, кто эти данные предоставит, не попадет под запрет.
Что же касается ввоза инкубационного яйца, то здесь правила Россельхознадзора менее категоричны. В отличие от остальной продукции, попадающей под запрет, ограничения по импорту инкубационных яиц применяются «к отдельным административным территориям», а не странам. Такие послабления легко объяснить. Так, ранее в самом Минсельхозе признавали, что отечественное птицеводство пока что слишком зависимо от импортного племенного материала. В ведомстве Александра Ткачева зависимость от него оценивали в 80–90%. «Сейчас генетический материал (инкубационное яйцо и прародительские стада) в 80–90% случаев завозятся к нам из-за рубежа. Это грозит России потерей отрасли – не только из-за политических неурядиц, но и по санитарным причинам. Например, сейчас в связи со вспышками птичьего группа запрещен импорт инкубационного яйца и живой птицы из Венгрии, Польши, Нидерландов и нескольких регионов Швеции», – признавал замглавы Минсельхоза Джамбулат Хатуов. «Ежегодно мы закупаем 7 млн суточных цыплят и 830 млн инкубационных яиц», – сообщал в конце прошлого года глава Минсельхоза Александр Ткачев.
Впрочем, оценки зависимости РФ от импортного инкубационного яйца и молодых цыплят неоднородны. Так, по данным Росптицесоюза, в страну ввозится не более 8–9% от общего объема используемого инкубационного яйца. По оценке же независимых экспертов, доля импорта может достигать примерно 30% от общей потребности отечественных производителей мяса бройлера в этом генетическом материале. «По данным официальной статистики, валовой объем выпуска мяса кур в 2015 году составил около 4,3 млн т в живом весе. Примерно 11% – это отработавшие несушки и куры частного сектора, в этих сегментах используют другие источники генетики. Оставшиеся 3,8 млн т – бройлер. Внутреннее производство инкубационного яйца для обеспечения бройлерных птицефабрик Фролов оценивает в 2,3 млрд штук в год», – говорит независимый специалист в области промышленного куроводства Алексей Фролов, слова которого приводит журнал «Агроинвестор».
По мнению части экспертов «НГ», ограничения Россельхознадзора вряд ли смогут серьезно повлиять на российский рынок. «Если мы говорим про мясо птицы и столовое яйцо, то здесь ущерб будет микроскопическим», – считает гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. Проблемы могут быть лишь с инкубационным яйцом. «Однако в последнее время производство племенного материала внутри РФ активно развивается. Сегодня мы производим около 3 млрд инкубационных яиц, а завозим 500 млн штук», – говорит Рылько, подчеркивая, что даже выпадение 500 млн яиц РФ может быстро заменить поставками из других стран.
И, очевидно, ситуация уже меняется. В частности, как сообщают в ИКАРе, по итогам 2016 года поставки инкубационного яйца в РФ сократились на 18% – до 572 млн штук. «Импорт стал резко сокращаться с марта 2016 года, что стало следствием увеличения внутреннего производства инкубационного яйца, которое развивают крупные птицеводческие холдинги», – объясняют в организации. Так, во второй половине 2016 года темпы импорта совпадали с динамикой 2013 года, когда ввезли совокупно 484 млн штук яиц. «Наибольшее снижение импорта коснулось Турции и Украины, поставки из которых были ограничены. Более чем в два раза упал импорт из Бельгии и Венгрии, крупнейший поставщик, Нидерланды, сократил ввоз на 15%», – отмечают в ИКАРе.
Падение спроса на инкубационное яйцо со стороны российских птицефабрик в совокупности с укреплением курса рубля привело к снижению рублевой цены на продукт в конце 2016 года на 9–10% относительно аналогичного периода 2015 года. Плюс ряд крупных птицефабрик продолжает наращивать собственные мощности по инкубации яйца, что также не стимулирует импорт, признают в ИКАРе. Все это указывает на перспективы дальнейшего снижения поставок племенного материала в 2017 году. «ИКАР прогнозирует дальнейшее снижение импорта инкубационного яйца в 2017 году ввиду замедления темпов роста птицеводческой отрасли, а также замещения благодаря развитию крупных проектов отечественных производителей», – сообщают эксперты.
Решение Россельхознадзора в краткосрочной перспективе напрямую не скажется на потребителях – товарная продукция в нашу страну и так не поставляется после введения продэмбарго в 2014 году, напоминает глава исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. «Вместе с тем птичий грипп сегодня активно распространяется, и не только в странах ЕС. В итоге это может сократить предложение инкубационного яйца на рынке, что, в свою очередь, отразится на его стоимости», – не исключает эксперт. При этом отсутствие ветеринарных мер может обойтись рынку даже дороже. «Птичий грипп – опасное заболевание. В случае его распространения потери могут быть необратимыми – придется уничтожать миллионы голов птицы», – сообщает Юшин, указывая, что такие потери также отразятся на стоимости продукции.
В любом случае, продолжает директор Центра агропродовольственной политики Академии народного хозяйства и госслужбы Наталья Шагайда, Россельхознадзор ничего не предпринимает просто так, не просчитывая последствий. «Меры Россельхознадзора часто или совпадают с политическими решениями государства, или имеют какие-либо экономические мотивы», – указывает она.