Telegram Agrovesti chanel
Реклама

Нут, погоди: почему в России стали сеять меньше пшеницы и ячменя

Источник: Forbes

Посевные площади под пшеницей снизились на 1,2 млн га, а непривычные до сих пор нут и чечевица бьют рекорды — их посадили на 68% больше. Цены на зерно стагнируют, а масличные и зернобобовые можно продать в два-три раза дороже при сопоставимой себестоимости. Как это получилось и возможен ли полный отказ от пшеницы, разбирался Forbes.

В России сокращаются площади под зерновыми. Растениеводческий сектор неповоротлив и от него не стоит ожидать быстрых изменений, но последние годы демонстрируют новые тенденции, которые, как говорят собеседники Forbes, в дальнейшем будут только укрепляться.

Посевы зерновых и зернобобовых культур в этом году, по данным Росстата, заняли на 4% меньше, чем в 2023-м, — 46,127 млн га, из них пшеница — 28,506 млн га (-4,2%), ячмень — 6,96 млн га (-12,9%), рожь — 668 000 га (-19,8%). Выросли только площади под тритикале (гибрид ржи и пшеницы) — на 1,7%, до 101 000 га. Так что снижение площадей, отмечают собеседники Forbes, в первую очередь связано именно с меньшими площадями сева пшеницы — они сократились почти на 1,2 млн га.

Доля зерновых и зернобобовых в посевной площади, по информации RUSEED, в этом году оказалась ниже, чем даже в 2010-м году (57% против 58,8%). Максимальный показатель последних лет пришелся на 2020 год, тогда культуры заняли 59,9%, затем шло снижение.

Причина в том, что есть более выгодные и востребованные растения. Впрочем, совсем отказаться от зерна нельзя, предупреждают эксперты. Зерновые культуры, несмотря на растущую рентабельность альтернативных культур, играют ключевую роль в сельскохозяйственном производстве, их доля остается в целом стабильной, комментирует управляющий партнер RUSEED Марк Гехт. «Убрать зерно из севооборота не получится, а переключиться на совсем другие культуры и выращивать, например, больше картофеля и овощей производители не смогут, так как они требуют куда больших затрат», — говорит независимый эксперт зернового рынка Александр Корбут. Зерновые культуры сохранят значимую долю в структуре посевных площадей, так как остаются основным элементом продовольственной безопасности и сельскохозяйственного производства, заключает Гехт.

Но тренд замены зерновых на другие культуры, по словам Корбута, есть и он установился надолго по одной простой причине — смены курса аграрной политики государства, отмены пошлин и других мер не происходит, а значит, ждать роста рентабельности не приходится. Поэтому выгодно переключаться на другие культуры.

«Рост мощностей по переработке масличных, как и потребность мирового рынка в поставщиках зернобобовых, не безграничен, но в ближайшие годы российские аграрии смогут заменить еще несколько миллионов гектаров зерновых на эти и другие альтернативные культуры», — считает Корбут. Существующие перерабатывающие мощности загружены максимум на 80%, знает аналитик OleoScope Лилия Варыгина, а впереди строительство масштабных объектов в области переработки. «Увеличение перерабатывающих мощностей повысит внутренний спрос на сырье, так что мы рассчитываем на дальнейшее увеличение площадей под масличными», — говорит она.

Сбор зерна в 2024-2025 сельхозгоду, согласно последнему отчету Центра ценовых индексов (ЦЦИ), составит 128,8 млн т. Производство пшеницы «СовЭкон» оценивает в 82,9 млн т (- 11% по сравнению с прошлым сезоном). Прогноз Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) — 129,5 млн т зерна и 83,8 млн т пшеницы. Урожай масличных Минсельхоз и «Русагротранс» оценивают в 28 млн т. Прогноз сбора масличных OleoScope, сообщает Варыгина, порядка 29 млн т, из них подсолнечник — 15,8 млн т, рапс — 5 млн, соя — 7,2 млн, масличный лен — 1,27 млн.

Возможно, вам это будет интересно