Белгородские сельхозпроизводители видят в продлени продовольственного эмбарго России до конца 2017 года возможность «подняться на ноги». С одной стороны для них открылись рынки сбыта, с другой, как утверждают эксперты, есть опасность злоупотребления этим положением для получения сверхприбылей. Местные власти также поймали волну и по программе импортозамещения заявили о запуске новых инвестиционных проектов с суммарным вложением около 150 млрд рублей.
Рост инвестиционных показателей
Продлить продовольственное эмбарго до конца 2017 года поручил премьер-министр России Дмитрий Медведев. Напомним, в августе 2014 года Россия ограничила импорт куриного мяса, говядины, свинины, молочной продукции, рыбы, орехов, овощей и фруктов из США, ЕС, Австралии, Канады и Норвегии. Меры стали ответом на санкции этих западных стран в отношении российских политиков, чиновников, бизнесменов и компаний. В июне 2015 года ограничение продлили еще на год.
Сразу после введения ограничений зашла речь о замещении импорта. В этой связи белгородские власти, как говорится, попали в тренд. Идею губернатора Евгения Савченко по строительству 500 га теплиц до 2020 года, утвержденную немногим ранее, сразу включили в программу импортозамещения. Позже список проектов расширился. На 2016 год белгородское правительство заявило о реализации 86 инвестиционных проектов на общую сумму более 146 млрд рублей. Во многом это как раз агропромышленный сектор: производство молока, овощей защищенного грунта, плодов и ягод, ферментированного соевого белка кормового назначения. Планируется запуск нового комбикормового завода, свиноводческих комплексов, а также завода по переработке подсолнечника, сои и рапса. Инвестиции в АПК планируются в объеме более 54,8 млрд рублей. То есть для белгородских властей это повышение инвестиционной привлекательности региона.
Тепличный и яблочный бизнес оживился
Гендиректор АО «Корпорация Развитие» (курирует тепличное направление) Михаил Савченко уверен, что инвесторы воспользовались предоставленными им возможностями и активно включились в строительство. По его словам, сейчас в Белгородской области работают около 80 га теплиц, а в стадии проработки, подготовки проекта и строительства – еще около 200 га. Эти теплицы с вероятностью 90% будут построены в ближайшие годы.
Белгородский производитель овощей ООО СХП «Теплицы Белогорья» Александр Тарасов дает осторожные оценки о влиянии продуктового эмбарго на развитие его компании, так как их тепличный комплекс был построен до введения эмбарго.
«Могу только отметить, что экономическая политика правительства существенно претерпела изменения, сделаны большие шаги по реформированию сельскохозяйственного производства и как результат - обеспечение продовольственной безопасности страны», - отметил председатель совета директоров Александр Тарасов.
В то же время господин Тарасов уверен, что продление ограничений позволит отечественным тепличным комплексам «наиболее полно реализовать свои возможности на внутреннем рынке, увеличивая объемы производства качественной конкурентоспособной продукции».
Кроме того, продовольственное эмбарго, как заявил Александр Тарасов «Абирегу», - это продление возможностей в сельском хозяйстве. Оно дает время инвесторам на строительство новых тепличных комплексов и на модернизацию уже существующих. А это в свою очередь позволит нарастить выпуск продукции и повысить ее конкурентоспособность.
Еще одно направление, которое также хотят освоит белгородские власти, – производство фруктов и ягод. Но говорить о серьезных достижениях в этой сфере пока не приходится, хотя многие крупные компании, такие как «Агро-Белгорье», заявили о готовности освоить это непрофильное направление.
Председатель совета директоров ЗАО «Корочанский плодопитомник» Виктор Городов рассказал «Абирегу», что производители яблок поддерживают продление санкций в отношении европейских стран, потому что с их продукцией мы пока не можем конкурировать. По его словам, причина тому - не качество, а затраты на производство конечной продукции.
«Могу сказать, что в Польше производители яблок получают субсидии около 50% от прямых затрат. Мы же на производство яблок не получаем ни копейки. В этом основная разница. Причем, затраты почти одинаковые. Себестоимость яблок примерно 22-24 рубля за килограмм, но им около 12 рублей компенсируют, а нам - нет. За счет этого они могут продавать продукцию по 20 рублей за килограмм и будут иметь прибыль, а у нас только 24 рубля – себестоимость яблок», - подчеркнул господин Городов.
Он добавил, что при отсутствии субсидий на производство - это довольно существенная поддержка со стороны властей.
«Если такие санкции вводятся, для нас это большая помощь, мы можем становиться на ноги. Брать кредиты, зная, что мы их отдадим. Такая поддержка производителям тоже нужна», - уверен собственник крупнейшего в Белгородской области плодопитомника.
Ограничение ввоза мяса осталось незамеченным
Белгородские производителя мяса не так восторженно встретили новость о продлении продовольственного эмбарго.
Как пояснил пресс-секретарь одного из крупнейших в регионе агрохолдингов «БЭЗРК-Белгранкорм» Владимир Саенко, нынешнее ограничение импорта мяса на них никак не отразилось, так как компании давно работают в условиях конкурентного рынка. «Сейчас на цену и объемы производства, финансовое состояние влияет спрос на продукцию», - уточнил собеседник агентства.
И, как показывают квартальные показатели компании, при росте общего производства прибыль снижается. Консолидированные продажи в первом квартале составили 10,8 млрд рублей против 10,6 млрд в прошлом году, однако прибыль уменьшилась - с 1,4 до 1,1 млрд рублей. Объясняется это, в первую очередь перенасыщением рынка мясом птицы, которое является основной продукцией холдинга.
Обратная сторона продовольственного эмбарго
Президент Белгородской торгово-промышленной палаты Валерий Скруг считает, что во многом ограничение импорта продуктов открывает новые возможности для бизнеса, но в то же время они пользуются этим и повышают цену на конечный продукт. Это в свою очередь сказывается на социальной обеспеченности населения.
«Любой кризис – это и опасность, и новые возможности. То, что наши производители подняли цены – это факт. Возможно, есть и дорогое импортное оборудование, которое нужно окупать, и ингредиенты, добавки в корма для животных и прочие составляющие. Но многие окупились до введения санкций. Поэтому должна быть более лояльная политика на потребительском рынке», - пояснил Валерий Скруг.
Он добавил, что в некоторых случаях, государство должно отрегулировать цены, так как получение сверхприбыли в нынешних условиях не совсем справедливо.
То есть говорить об ограничениях импорта продуктов как о всеобщем благе не приходится, но в тоже время наиболее активные бизнесмены не упускают даже малейших возможностей развить свое дело.