Telegram Agrovesti chanel
Реклама

Когда курочка важнее зернышка

Источник: Абирег

Говорят, год на год не приходится, но бывают и исключения. В секторе АПК 2017-й, как под копирку, повторил итоги 2016-го. Для аграриев второй год подряд богатый урожай обернулся повторением низких цен на всю без исключения сельхозпродукцию. Цены на зерно достигли десятилетнего минимума. За тонну пшеницы 3-го класса давали меньше 8 тыс. рублей. Одновременно росли накладные расходы: цены на удобрения, химикаты и дизельное топливо.

В этих условиях число агропромышленных предприятий в первой сотне нашего рейтинга закономерно сокращается второй год подряд: если в топ-100 2016 года сектор АПК представляли 54 компании, в 2017-м – уже 38, в нынешнем осталось всего 32. Однако есть и обнадеживающие вести. В сезоне 2018 при общем снижении урожая, в первую очередь, зерновых, установились, наконец, благоприятные цены на сельхозпродукцию. Так что к зиме черноземные аграрии будут не только с урожаем, но и с наваром. И, вероятно, в следующем рейтинге «Абирега» вернут утраченные позиции.

Как и годом ранее, мы не стали причислять к сфере АПК предприятия масложировой промышленности, которые сельхозпродукцию не производят, а лишь делают первичную переработку. Определенные сложности возникли с мясной и молочной переработкой – часть переработчиков выращивают коров и свиней, другая – нет. Мы учитывали только тех, у кого есть сельскохозяйственные животные. Кроме того, в этот раз, как нам кажется, мы более корректно подошли к учету выручки такого всероссийского гиганта, как «Мираторг», исключив из его показателей юрлица, расположенные за пределами Черноземья и Орловской области.

Таким образом, по нашим подсчетам, совокупная выручка черноземных агрохолдингов составила 650,8 млрд рублей. Год назад мы насчитали 687,56 млрд рублей, без «лишних» юрлиц «Мираторга» это было бы «всего» 654,673 млрд рублей. Уменьшение совокупной выручки предприятий АПК на 4 млрд рублей, или на полпроцента, можно считать статистической погрешностью. Делать какие-то скоропалительные оценки и определять новые тренды в целом по отрасли было бы неразумно. Хотя некоторые выводы лежат на поверхности. Во-первых, самая сложная ситуация – в сахарной отрасли; обвал цен на сахар (минус 25% за год) резко сократил выручку всех без исключения сахарных производителей. Тем не менее, крестьяне, не слушая «пожеланий» Минсельхоза и местных агродепартаментов, продолжают на свой страх и риск сеять эту небиржевую культуру, рассчитывая на возвращение старых цен. Во-вторых, сокращение выручки на фоне снижения цены показала половина крупных агрохолдингов, но это «лучшая» половина – те, кто расположились в верхней части нашего рейтинга. И в-третьих, наиболее привлекательным и высокомаржинальным сегментом в АПК в 2017 году стало производство всех видов мяса, включая ранее низкорентабельное производство мяса птицы.

Самым крупным сельхозпроизводителем Черноземья в этом году вновь стал «Мираторг» (86,25 млрд, №5), хотя и не дал впечатляющих показателей прироста выручки, как в прошлые годы, – «всего» 800 млн плюс (истории становления бизнеса группы посвящено наше большое расследование «Мясом наружу», см. стр. 26). Сразу вслед за «Мираторгом» расположилась ГК «Агро-Белогорье» (№6, выручка – 70 млрд, прирост – 3 млрд). В десятку вошли также «Русагро» (№7, 66,98 млрд, уменьшение – 1,31 млрд), ПАО «Группа «Черкизово» (№9, 49,54 млрд, прирост – 12,56 млрд) и «Продимекс» (№10, 49,33 млрд, уменьшение – 4,69 млрд). Как нетрудно убедиться, конъюнктура рынка больше благоприятствовала свиноводам, чем сахарникам.

Во второй десятке оказались еще четыре агрохолдинга: «Приосколье» (№12, 33,95 млрд, уменьшение – 1,13 млрд), «Белгранкорм-холдинг» (№13, 32,63 млрд, уменьшение – 6,13 млрд), «Белая птица» (№15, 31,41 млрд, уменьшение – 1,95 млрд), «Молвест» (№20, 19,3 млрд, прирост – 2,6 млрд).

Вообще скромные показатели роста выручки «Мираторга» в Черноземье вряд ли должны смущать просвещенную публику: холдинг братьев Линник только начинает разворачивать в Курской и Орловской областях масштабный проект по «удвоению свиноводства», в который планируется вложить до 150 млрд рублей за пять лет. Даже если сумма инвестиций уменьшится (а в «Мираторге» вложения четко увязывают с решением земельных вопросов – сколько получим земли для выращивания кормов, столько и вложим денег), все равно это фантастически много. Это четверть всего черноземного АПК. Так что ни в ближней, ни в дальней перспективе лидерству «Мираторга» ничего не угрожает.

Самым внушительным ростом выручки за 2017 год отметилось «Черкизово»: плюс 12,56 млрд рублей. Причем такая динамика прошла по всем сегментам и на фоне более низкой средней цены, важную роль сыграл рост самообеспечения кормами. Благодаря этому удалось снизить себестоимость продукции и, соответственно, увеличить прибыль. В отличие от «Мираторга», для своих следующих крупных инвестпроектов «Черкизово» избрало не Черноземье, а соседнюю Пензенскую область.

Второй год подряд внушительный рост выручки демонстрирует ГК «Агро-Белогорье». В 2016 году они нарастили этот показатель на 5 млрд рублей, а в 2017 году – еще на 3 млрд. Это второй по величине результат роста среди черноземных аграриев.

На почетном третьем месте оказался воронежский молочный холдинг «Молвест», увеличивший выручку на 2,6 млрд рублей, или 13,5%, и благодаря этому поднявшийся с 24-го на 20-е место. 1,81 млрд добавили в выручке черноземные юрлица «ЭкоНивы» Штефана Дюрра, продолжающего развивать свой бизнес как в Черноземье, так и за его пределами.

«Рекордсменом» по падению выручки в абсолютных цифрах стал белгородский «БЭЗРК-Белгранкорм» – минус 6,13 млрд рублей, кроме того на 700 млн рублей сократилась чистая прибыль холдинга. Агрохолдинг, созданный на базе крупнейшего в России завода рыбных комбикормов, в течение 20 лет успешно развивал свиноводческий и птицеводческий сегменты, а также собственный ритейл. Еще в 2016 году выручка холдинга росла. Объяснить ее почти 20%-ное падение снижением цены на мясо птицы вряд ли возможно. Скорее всего, продукция под маркой «Ясные зори» становится менее конкурентоспособной на сверхнасыщенном рынке птицы.

Но если «Белгранкорм» только в начале своего падения, то сахарная отрасль продолжает полет вниз уже второй год. И если в 2016 году «титаник сахарной промышленности» – «Продимекс» значительно нарастил свои обороты, – годовой рост 12,6 млрд рублей, – то в 2017 году его выручка на фоне уже упомянутого общего падения цен на сахарном рынке снизилась на 4,7 млрд. Еще хуже обстоят дела у тамбовско-воронежской сахарной группы АСБ (№27 нашего топа): за 2016 год падение выручки было «всего» 2 млрд рублей, за 2017 год сахарный корень мужа и жены Хохловых усох еще на 4 млрд рублей. Если брать в процентном соотношении, сокращение выручки составило 24%. Неудивительно, что АСБ упал в рейтинге сразу на четыре позиции, пропустив вперед производителей удобрений из «Фосагро» (№23, 16,82 млрд, рост выручки – 980 млн), «ЭкоНиву» веселого немецкого молочника Дюрра (№24, 15,61 млрд, рост выручки – 1,81 млрд) и курских свиноводов из «Агропромкомплектации» (№26, 13,66 млрд, рост выручки – 1,21 млрд). Впрочем, не все свиноводы в отчетном году шли в гору. Белгородско-острогожская многопрофильная АПК «Дон» (ТМ «Алексеевский бекон») снизила выручку на 620 млн рублей (5%) – до 12,19 млрд, и опустились на одну позицию в рейтинге. Их соседями по «турнирной таблице» стали еще два агрохолдинга. Курский растениеводческий «Русский Дом» добавил 917 млн выручки – до 15,43 млрд (№25). Росту способствовал ввод в эксплуатацию структур зернового терминала на Щигровском комбинате хлебопродуктов (общая стоимость инвестпроекта – 1,9 млрд) – в 2017 году «Русский Дом» запустил там две зерносушилки и три зерноочистительные машины. Кроме того, курские растениеводы были, пожалуй, самыми крупными черноземными экспортерами зерна. Напомним, благодаря развитой собственной железнодорожной инфраструктуре «РД» уже много лет является крупнейшим железнодорожным перевозчиком зерна в РФ.

Французско-липецкие сахарные заводы Sucden усохли сразу на 2 млрд (минус 15%) – до 11,71 млрд рублей (№31). Кстати, удивительно, но Sucden стал участником схемы по выдавливанию с земли нескольких сельхозтоваропроизводителей в Мордовском районе соседней Тамбовской области, где уже несколько лет заброшено строительство огромного сахарного завода «Тамбовской сахарной компании». Здесь районные власти пытаются расторгнуть договоры аренды сельхозземель сразу на 30 тысячах гектаров и выкинуть с земли несколько сотен крестьян. Делается это «под французов». Значит ли это, что Sucden возьмется за самый известный аграрный долгострой региона? В завод вложено 12 млрд рублей кредитных денег РСХБ, заброшен объект в 2012 году, после чего неоднократно перепродавался. Конъюнктура, вроде бы, не благоволит масштабным начинаниям в сахарном бизнесе. А с другой стороны – когда-то и кому-то завод, готовый на 70–80%, придется достраивать. Почему бы не французам?

В процентном выражении абсолютным рекордсменом со знаком минус стал работающий во всех областях Черноземья растениеводческий холдинг «Авангард-Агро» банкира Кирилла Миновалова. Крупнейший латифундист макрорегиона (земельный банк – 400 тыс. га, больше только у «Продимекса» и «Мираторга») сократил выручку на 4,5 млрд рублей – до 10,23 млрд, что составило 31% по отношению к предыдущему году. Еще более демонстративным стало падение в графе прибыли агрохолдинга, где вместо миллиардов теперь «красуются» тысячи. Одним лишь падением цен на зерно такое фиаско не объяснишь. Это системные ошибки, одной из которых, вероятно, стало и то, что «авангардисты» не сумели по непонятным причинам выйти на масштабные экспортные поставки. Год 2018 вернул цену на зерно на самый максимум – интересно будет посмотреть, сумеет ли отыграть падение выручки «банкир от сохи».

С относительно небольшим падением выручки закончили год почти все агрохолдинги, замыкающие первую полусотню: мясокомбинат «Бобровский» (№37, выручка 10,23 млрд, сокращение – 350 млн), липецко-воронежский сахарно-молочный «Доминант» (№39, выручка – 9,97 млрд, сокращение – 1,19 млрд), курско-белгородская «Стойленская нива» (№41, 9,2 млрд, сокращение – 1,11 млрд), липецкое сахарно-молочное «Трио» (№42, выручка – 9 млрд, сокращение – 1,93 млрд). Исключением стал воронежский семеноводческий «Агротех-гарант», нарастивший выручку до 9,28 млрд (№40, прирост в 360 млн).

Так получилось, что богатый урожай 2017 года сделал бедными вырастивших его крестьян (в широком смысле слова). Но этот урожай показал, что надо не ждать милостей от природы, а наращивать добавленную стоимость. Рублевая отдача с одного гектара земли в чистом растениеводстве и, например, животноводстве может отличаться в десятки раз – если вы продаете не зерно, а выращенный на этом зерне скот. Уже в 2018 году со сменой правительства сменилась и парадигма развития сельского хозяйства. Признана исчерпавшей себя стратегия импортозамещения с ее стремлением заполнить (и часто лишь бы чем) все освободившееся из-за санкций пространство продуктовых полок. Новая аграрная власть страны в лице вице-премьера Алексея Гордеева взяла курс на экспорт. Летом 2018 года произошел фактический перезапуск системы господдержки сельского хозяйства. Задача – не только накормить себя, но и суметь продать излишки на сверхконкурентных и закрытых рынках. Это возможно, только если стать лидером не по объемам (килограммам, литрам и центнерам), а по минимизации затрат и издержек при повышении качества производимой продукции. А это уже совершенно другая идеология.

Возможно, вам это будет интересно