Telegram Agrovesti chanel
Реклама

Главные бенефициары российско-китайского сотрудничества

Источник: «Журнал «КО»

Экспорт сельхозпродуктов и продовольствия из России в 2020 году побил все рекорды, достигнув $30 млрд и сравнявшись с импортом. Вырос на треть и экспорт в Китай — страна стала лидером, купив в России около 13 % всего агроэкспорта. В основном это мороженая рыба и краб, растительное масло, соя и рапс, мясо и шоколад.

Если бы не коронавирусная блокада российской рыбы со стороны КНР, «сельхозка» вырвалась бы на второе место после нефти и газа. В 2019 году на Китай пришлось около 70 % всего российского экспорта рыбы и морепродуктов — 1,09 млн т, или $3,27 млрд. В прошлом году поставки упали до $1,569 млрд, и компании просто не знают, куда их девать — условий для долгого хранения нет, а перевозка в европейскую часть России нерентабельна.

В основном это потрошеный мороженый минтай без головы. Ежегодно Китай покупает его около 600 тыс. т и после переработки продает в Северную Европу как свой продукт. В списке китайского таможенного управления 840 поставщиков. Крупнейший — «Норебо» Виталия Орлова с квотами на вылов 437 тыс. т минтая, трески и пикши в год. По итогам 2019 года Forbes оценивал выручку компании в 60,8 млрд рублей.

На втором месте — «Гидрострой» сенатора Александра Верховского. До 2017 года его связывали с китайской компанией Pacific Andes, которая выбирала 60 % экспорта российского минтая. После ее изгнания Верховский купил у губернатора Приморья Олега Кожемяко «Преображенскую базу тралового флота» с квотами на вылов около 150 тыс. т рыбы в год. Сам «Гидрострой» владеет квотами на вылов 277,4 тыс. т.

На третьем — «Русская рыбопромышленная компания» и компания «Русский краб». Их основной владелец Глеб Франк, сын экс-министра транспорта РФ и главы «Совкомфлота» Сергея Франка и зять миллиардера Геннадия Тимченко. За прошлый год РРПК выловила 323 тыс. т рыбы, включая 238 тыс. т минтая, которого поставляет китайцам, в том числе обработанным в виде филе. «Русский краб» Франка, потеснив конкурентов, выиграл квоты на вылов 13 тыс. т краба — 15 % всей российской добычи. Инициативы компании поддерживает глава Росрыболовства Илья Шестаков.

Главным покупателем российского подсолнечного масла Китай является уже третий год. В 2020 году поставки выросли в 2,5 раза, до $1,08 млрд. По словам замминистра сельского хозяйства Сергея Левина, к 2024 году Россия может занять половину рынка подсолнечного масла Китая. Лидеры по поставкам — ЭФКО Валерия Кустова и ГК «Русагро» Вадима Мошковича.

Вдвое выросли поставки в Китай сои, рапса и масличного льна ($576,9 млн) и мяса ($314 млн). Экспорт российской курятины, которая оказалась для китайцев самой дешевой в мире, вырос в 11 раз. Ее поставляют 67 предприятий, крупнейшие — «Агрокомплекс» семьи экс-губернатора Кубани Александра Ткачева, «Черкизово» Игоря Бабаева, «Приосколье» Геннадия Бобрицкого и «Белгранкорм» Александра Орлова. В 2020 году, после снижения пошлин, Россия впервые начала поставлять в Китай говядину. По словам вице-президента АО «Российский экспортный центр» Никиты Гусакова, ее поставки выросли в 4,5 раза, но они пока незначительны.

Отдельная история — темный шоколад, который китайские туристы, по словам гендиректора ИКАР Дмитрия Рылько, скупали в России тоннами. В 2020 году Китай закупил его на $124,5 млн. «Несмотря на относительно скромную сумму, это 11 % китайского рынка, — уточняет Екатерина Заклязьминская из ИМЭМО РАН. — Крупнейшим экспортером стал холдинг "Объединенные кондитеры“ («Красный Октябрь», «Кондитерский концерн Бабаевский» и «РОТ ФРОНТ», входит в основанную Юрием Гущиным Группу «Гута»)».

В том же году, по данным Streda consulting, Россия продала в Китай 955 т мороженого, войдя в ТОП-8 его поставщиков. Крупнейшими экспортерами стали «Айсберри», «Чистая линия», «Русский холод», «Космос групп», «Новосибхолод» и Белгородский хладокомбинат.

Экспортировать продовольствие по нацпроекту поддержки агроэкспорта помогает «Российский экспортный центр» — структура ВЭБа во главе с Петром Фрадковым. Вместе с «РЖД-Логистикой» он запустил рефрижераторные «Агроэкспрессы» для ускоренной доставки продуктов питания из европейской части России в Чэнду и Чунцин.

Таким образом, «китайская партия» в этой сфере оказалась в руках наследников российского истеблишмента — Дмитрия Патрушева, Петра Фрадкова и Глеба Франка.

«Поставки продовольствия курируются Минсельхозом (Дмитрий Патрушев. — Прим. «Компании»), экспорт удваивается каждые три года, — говорит Николай Вавилов. — Сейчас стоит вопрос о появлении китайских хозяйств, которые будут производить сельхозпродукты в России. Для наших компаний это условие доступа на рынок КНР, куда нельзя войти без китайского партнера. В Чувашии была попытка у „Агрокомплекса“, но она сорвалась. Но это то, к чему мы идем. Негатив к сельхоздеятельности китайцев в России связан с тем, что она была не урегулирована и велась мелкими игроками с последствиями для экологии. Задача — привлечь крупных».

Такие проекты есть: «Легендагро», в который Joyvio Beidahuang Agricultural Holdings вложил $62,3 млн, строит в Приморье завод по переработке сои мощностью 240 тыс. т в год. Проект поддерживает Юрий Трутнев.

Возможно, вам это будет интересно