Telegram Agrovesti chanel
Реклама

Экспорт АПК на фоне украинского кризиса: переориентация, локализация, ожидание

Источник: Эксперт ЮГ

Начало специальной военной операции России на территории Украины парализовало международную торговлю. Южные экспортеры ожидают усложнения работы с партнерами вплоть до введения эмбарго на российское зерно.

Военная операция на Украине, начатая Россией 24 февраля, повлекла за собой ряд санкций против российской экономики. В секторе экспорта продукции АПК, и в частности, зерна, которое является одним из основных экспортных продуктов Юга России, все поставки приостановлены. Экспортеры рассказали «Эксперту Юг», что российские корабли отказываются принимать в европейских портах, а тон деловых отношений с зарубежными партнерами значительно охладел.

Продолжение военной операции и отсутствие договоренностей между Россией и Украиной может усугубить положение. Игроки рынка не исключают возможности введения эмбарго на российское зерно.

Азовский экспортный кризис

С момента начала военной операции на Украине, торговля в Азовском море замерла. Причиной тому был как запрет на судоходство так и ряд внешнеполитических обстоятельств. Как рассказала «Эксперту Юг» региональный директор Agrozan Commodities DMCC Сабина Содикова, прерваны рейсы также и в акватории Черного моря.

«Проблема экспортеров сегодня заключается не только в том, что порты закрыты, но и в том, что владельцы судов не могут осуществлять рейсы по двум причинам. Первое – это угроза попадания под обстрелы в районе военных действий, в частности с акватории Мариуполя. Второе – отсутствие страховок для грузов и кораблей. Английский клуб страховщиков Lloyd’s, являющийся регулятором в сфере морских перевозок, пересматривает условия страховок, покрывающих военные риски, в связи с ситуацией форс-мажора. Украинские порты сейчас также не работают», — говорит Сабина Содикова.

Ее слова подтверждает и директор по развитию компании «Астра-Альянс» Аким Талибов.

«В связи с военной операцией на Украине, торговля замерла. Азовское море закрыто для судоходства. Все закупки приостановлены. Операторы контейнерных перевозок стали отказываться от рейсов в Россию. У нас самих сейчас судно загруженное товаром, которое планировалось отправить в Италию, стоит, потому, что корабль под русским флагом в порту могут не принять. Сейчас думаем, может перенаправить его на Турцию. Первоочередной задачей является решение логистических проблем. Во вторую очередь, пробуем переключить торговую активность в наши международные филиалы в ОАЭ, Турции».

Самыми острыми для экспортеров стали вопросы проведения валютных операций, получение денег по уже состоявшимся соглашениям. Проблему представляет и отключение российской банковской системы от SWIFT.

На фоне приостановки работы российских и украинских экспортеров, цены на зерно резко выросли. Поскольку экспорт из России прерван, в отсутствие альтернативы, другие поставщики, например, французы, поднимают цены для египетских закупщиков, которые являются одним из основных потребителей российского зерна. Египетская компания Gasc отменила два последних тендера из-за высокой цены в 400 долларов за тонну (FOB).

Впрочем, донские экспортеры и сельхозтоваропроизводители стараются не поддаваться панике. Глава КФК «Маяк» Любовь Железная считает, что кризис временный и ситуация стабилизируется в ближайшее время.

«Я считаю, что самый главный вопрос – это чтобы ситуация на Украине благополучно разрешилась. Да, рынок замер с 24 февраля, но я сейчас и не думаю об этом. Это второстепенная проблема. Конечно, санкции отразятся на нас, но мировая торговля будет идти дальше. Мы будем в сложном положении, однако главное – чтобы не было большой войны», — заключил генеральный директор агрофирмы «Целина» Василий Бородаев.

«Отмечу, вся эта ситуация ставит под удар продукцию, произведенную в России. Наша компания ощутила резкое изменение в отношениях с зарубежными партнерами. Тон делового диалога резко охладел», — подчеркнул Аким Талибов.

Последствия украинской операции для российского экспорта

То как введенные против российской экономики санкции отразятся на работе южных экспортеров, специалисты оценивают по-разному. В целом, преобладает мнение, что экономика юга достаточно устойчива, чтобы пройти такое испытание.

«В зоне риска сейчас находятся те, кто не сможет выращивать дешевле, чем продавать,— поясняет Василий Бородаев. — Чтобы избежать убытков, необходима высокая производительность труда и четко налаженный процесс. Те, фермеры, которые не смогли обеспечить устойчивость своего хозяйства вынуждены будут уйти с рынка. И это не плохо. Они и должны уйти. Рынок предусматривает здоровую конкуренцию. Это в первую очередь, касается тех, кто ведет дело не честно – платит «черную» зарплату, не выплачивает налоги и т.д. Такие бизнесмены не смогут продолжать работу в прежнем режиме».

Самым критическим последствием нынешней ситуации стало бы введение торгового эмбарго на российское зерно. Эксперты поясняют, что для стабилизации самое важное — это наличие рынков сбыта зерна. Если будут закрыты экспортные рынки, весь объем нереализованной продукции попадет на локальный рынок, что существенно ослабит цены.

«Если бы у меня три недели назад спросили бы, могут ли ввести эмбарго на российскую продукцию, я бы ответил, что такое невозможно, — говорит Аким Талибов.— Но последняя неделя научила меня не употреблять слово «невозможно». Я вполне допускаю, что такое может быть. С одной стороны, пищевая продукция всегда стояла особняком от остальных товаров. Введение запрета на поставки пищевой продукции может грозить голодом. Но из-за того, что зерно политизировалось, и из-за того, что Россия рассматривает зерно как один из рычагов воздействия на партнеров, то такие радикальные меры не исключены. Однако, зерно в российском ВВП занимает не самую высокую позицию, может на него не обратят внимание».

В то же время, санкции могут стимулировать импортозамещение, считают эксперты. Так Аким Талибов подчеркивает, что в России сельскохозяйственная техника, семенной фонд, оборудование для переработки большей частью импортируются из-за рубежа. Даже часть комплектующих для машин производства «Ростсельмаш» производится за границей

«В последний год у нас на предприятии объем производства рос. — рассказывает Любовь Железная.— Нужна модернизация производства, но в текущей ситуации закупать оборудование нет возможности – в России необходимых нам установок нет. И это точка, где нужно развиваться. Не нужно стесняться, что в чем-то мы технологически отстаем — нужно восполнять эти пробелы. Правда, сейчас даже на те элементы производственных механизмов, по которым уже были заключены договоренности, меняются ценники. Мы устанавливали новую мельницу, пока ее смонтировали стоимость выросла с 6 млн рублей до 10 млн рублей».

Как южные экспортеры действуют в условиях кризиса

Пока ясности в ситуации не наступило, бизнес пытается адаптироваться. Сабина Содикова рассказала, что экспортеры стараются открыть счета в банках, которые не попали под санкции. Также актуальна переориентация на новые географические зоны.

«Россия подписала соглашение о торговом сотрудничестве с Китаем в отсутствии межрегионального аспекта, — поясняет Сабина Содикова. — Сейчас много говорят о китайском сценарии. Однако, нужно помнить, что Китай закупает только яровые культуры. Также важно и то, что китайцы не покупают ничего без технологического мониторинга. То есть, прежде, чем начать закупать нашу пшеницу, Китай будет проводить аккредитацию всех материалов – семян, удобрений, пестицидов. и т.д. И этот процесс может занять не один год. Но может, с учетом того, что сейчас Украина перестала поставлять в Китай зерно, мониторинг будет проводиться быстрее».

Любовь Железная рассказала, что КФХ «Маяк» планирует поставлять продукцию в Белоруссию, Армению, Азербайджан, Узбекистан. Также предприятие попытается разместить свою продукцию на полках местных розничных сетей.

«Местные производители обладают рядом преимуществ, и в первую очередь, это стоимость продукта. Вот у нас закупают питерские компании сырье — чечевицу, фасуют его, а потом продают у нас же в Ленте в Ростове за 135 рублей за 300 грамм. Наше предприятие может предложить цену в 30 рублей. Но пока предпочтение отдается не местным поставщикам», — рассказывает Любовь Железная.

По словам Акима Талибова изменится не только география поставок продукции российского АПК, но и сам состав продукции. Так, например, вероятно вырастет в экспорте доля производства бобовых.

«Эта продукция будет отправляться в Индию и Пакистан. Также вероятно, торговые операции будут выстраиваться напрямую, посредством расчета в национальных валютах — рублях, юанях, лирах. Я уверен, что выкрутимся, но будет сложно и темп роста значительно замедлится», — заявил Талибов.

Возможно, вам это будет интересно