Telegram Agrovesti chanel
Реклама
Таганрогский зернотрейдер стал на 51% кубанским

Таганрогский зернотрейдер стал на 51% кубанским

Источник: Город N

Кубанский предприниматель, основатель ГК «Краснодарзернопродукт» и экс-депутат Заксобрания Краснодарского края Алексей Сидюков стал контролирующим совладельцем донского экспортера сельхозпродукции ГК «Агропрайм» Александра Алимова.

Предприниматели совместно продолжат реализовывать проекты «Агропрайма» общей стоимостью более 6,6 млрд рублей, включая строительство крупного МЭЗа под Таганрогом и портового терминала в морском порту Азова. Эксперты говорят об актуальности проектов г-на Алимова, один из них указывает на высокую конкуренцию за сырье среди маслозаводов.

Алексей Сидюков объяснил интерес к бизнесу и проектам ГК «Агропрайм» тем, что у масла сейчас хорошая рыночная конъюнктура. Он сообщил N о покупке долей (51%) в компаниях группы: «Олимп-Таганроге», «Агропрайме», Азовском морском терминале и Морском зерновом терминале.

Группа «Агропрайм» — экспортер сельхозпродукции, управляет двумя зерновыми терминалами в Ростовской области: в Таганроге объемом хранения до 24 тыс. т и в окрестностях Таганрога — 70 тыс. т, есть собственный парк автотранспорта. Группе принадлежит маслозавод на Кубани, который выпускает масло методом прессования, его мощность — 400 т сырья в сутки. По данным Rusprofile, совокупная выручка торгово-производственных компаний группы — «Агропрайма» (управляет маслозаводом) и «Олимп-Таганрога» — в 2022 году выросла на 3% и составила 9,14 млрд рублей, чистая прибыль увеличилась на 38% — до 161 млн рублей.

«Агропрайм» за последние несколько лет объявил о планах реализовать в области три масштабных проекта: построить маслоэкстракционный завод мощностью 1000 т сырья в сутки под Таганрогом в селе Троицком, который будет перерабатывать подсолнечник, сою и рапс, и два терминала в портах Азов (объемы перевалки 1,5 млн тонн) и Таганрог (270 тыс. тонн). Объем инвестиций в МЭЗ оценивался в 3,3 млрд рублей, в Азовский терминал — 3,3 млрд рублей. Строительство терминала в Таганрогском порту в 2017 году оценивалось в 680 млн рублей. Реализовать все проекты планировали с привлечением кредитов Сбербанка.

Комментируя вопрос N о том, как было принято решение о сделке, Алексей Сидюков отметил:

— Мы в зерновом бизнесе работали и раньше, а маслом не занимались. А сейчас у масла хорошая рыночная конъюнктура. Мы давно знаем Александра Алимова, часто сотрудничаем с ним. Мы сами сделали ему предложение, и он его принял. Теперь совместно продолжим строительство Троицкого МЭЗа, портового терминала в Азове, закончим реконструкцию Ахтырского маслозавода. Проект троицкого МЭЗа интересен тем, что у него высокая стадия готовности документов, строительство начато, до ввода в эксплуатацию остался один год. А если взяться за строительство с нуля, потребуется еще три года.

Г-н Сидюков уточнил, что свою долю в ГК «Агропрайм» увеличивать не планирует.

По поводу планов по строительству зернового терминала в Таганрогском порту Алексей Сидюков уточнил, что этот проект на данный момент не на первом месте в стратегии развития «Агропрайма».

Александр Алимов на минувшей неделе на запрос N не ответил.

ГК «Краснодарзернопродукт» Алексея Сидюкова занимается зернотрейдингом, в ее состав входят сельхозпредприятия, стивидорная компания «Ейск-Порт-Виста» в Ейском порту мощностью перевалки 1 млн т сухих грузов. С 2017 года группа развивает винодельческий бизнес, тогда в нее вошла винодельня «Мысхако», в 2023 г. был выкуплен винзавод «Вина Лефкадии» в Краснодарском крае. До 2019 года зернотрейдинговая компания группы — «КЗП-Экспо» — входила в двадцатку крупнейших экспортеров зерна. По итогам 2018-го ее выручка составляла 32 млрд рублей. Но с тех пор «КЗП-Экспо» сбавил обороты. По данным Rusprofile, по итогам 2022 года компания выручила 2,7 млрд рублей. Помимо «КЗП-Экспо» самые крупные по выручке предприятия группы — сельскохозяйственные ООО «Марьянское и компания» (выручка 1,2 млрд рублей в 2022 году), ООО «Калининское» (1,1 млрд рублей), а также винодельня ООО «Мысхако» (1 млрд рублей).

Отметим, что до недавнего времени проекты «Агропрайма» реализовывались с задержками. В прошлом году областные власти сообщили, что строительство терминалов отложено, среди причин — проблемы судоходства в акватории Азовского моря, введение ограничений в виде пошлин и тарифных квот. Реализация проекта по строительству МЭЗа тоже откладывалась. Планировали запустить еще в конце 2022 года, однако из-за сбоя поставок оборудования сроки запуска были перенесены.

— Логика приобретения и строительства терминалов в портах Азово-Черноморского бассейна связана с переориентацией на торговлю со странами Востока и Юга, — говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов — Через данные порты будет экспортироваться отечественная продукция, также через них будет импортироваться продукция из других стран. То есть грузооборот вырастет, и значительно, в этих условиях логистические мощности будут загружены, так что свободные портовые мощности будут нужны, в этом можно не сомневаться. Не стоит забывать, что имеющиеся терминалы в портах уже загружены, и вряд ли они смогут принять дополнительные объемы груза — это еще один аргумент в пользу строительства новых терминалов. Нагрузка на подъездные пути к портам тоже растет — возможно, компаниям придется строить не только сами терминалы, но и автомобильные дороги и железнодорожные пути к ним, может быть, в сотрудничестве с транспортными компаниями. Для строительства терминалов и инфраструктуры компании могут использовать собственные средства, а также заемные ресурсы, в частности государственные, так как государство заинтересовано в развитии портов Азово-Черноморского бассейна и подходов к ним.

В 2021 году Александр Алимов в беседе с N о планах по строительству МЭЗа рассказывал, что после введения запретительных пошлин на экспорт семян подсолнечника было принято решение о приобретении и строительстве собственных перерабатывающих предприятий (пошлина на масло сегодня нулевая). Те объемы сырья, которые «Агропрайм» отгружал до 2021 года на экспорт, позволяют ему полностью загрузить эти мощности. Компания приняла решение возводить завод в селе Троицком вблизи порта Таганрог, поскольку в основном его продукция — и масло, и шрот — экспортно ориентированные.

— Масложировые активы на территории южных регионов России всегда пользуются особым интересом: во-первых, это связано с высокой доступностью сырьевой базы, на территории ЮФО традиционно собирают большое количество масличных, а особенно подсолнечника. К примеру, по итогам 2023 года лидером по производству семян подсолнечника в РФ оказалась именно Ростовская область, рекордный урожай получен в Волгоградской области. Внушительные объемы масличных также собирают в Краснодарском крае. Во-вторых, играет свою роль и логистика, а именно близость к портам, через которые идет отгрузка растительного масла, экспорт которого из года в год стабильно растет, — отмечает аналитик информационно-аналитического агентства OleoScope Кирилл Лозовой. — При этом стоит отметить, что конкуренция за сырье среди переработчиков на юге очень высокая. Лишь в одной Ростовской области мощности по переработке масличных культур по итогам прошлого года составляли свыше 2,5 млн тонн — это один из самых высоких показателей по стране. В целом в ЮФО готовы перерабатывать 7,465 млн тонн различных маслосемян, а в РФ — 31 млн тонн. Интерес к масложировому бизнесу по-прежнему остается весьма высоким, что в том числе связано с рекордными урожаями, действующими мерами госрегулирования экспорта в отношении масличных и растущим глобальным спросом на масла и жиры.

Кстати, в прошлом году спрос на российское растительное масло заметно вырос со стороны ряда дружественных стран: так, например, поставки в Индию, Китай и Египет увеличились в несколько раз. Из проблемных зон до недавнего времени сохранялись сложности с поставкой оборудования и компонентов для МЭЗов из недружественных стран, но многие игроки смогли адаптироваться к текущим условиям, иначе бы не начали реализовывать намеченные планы. Однако возможное дальнейшее ослабление рубля, теоретически, может привести к увеличению затрат на инвестпроекты. Также отмечу, российским компаниям уже стоит присматриваться к реализации инвестпроектов по глубокой переработке масличных с дальнейшим выпуском продукции более высоких переделов — рафинированного масла, лецитина, изолята, маргарина, спреда и т. д. Это может способствовать более быстрой окупаемости проектов при условии наличия стабильного канала сбыта готовой продукции, а также повышению закупочных цен на маслосемена.

По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Россия в последние годы в целом наращивает объемы производства масличных (подсолнечника, рапса, сои, льна). Всего в 2023 году было произведено 29,8-31 млн т в зачетном весе (+0,7-1 млн т к 2022 году). Объемы переработки растут вслед за предложением сырья. На этом фоне РФ продолжает наращивать объемы экспорта масел и шротов. В сезоне 2022/2023 экспорт подсолнечного масла вырос до 4,3 млн т (рост 34%), соевого — до 0,73 млн т (46%), рапсового — до 1,45 млн т (в 1,7 раза). По данным Масложирового союза России, экспортные поставки всех видов шрота увеличились на 22% по сравнению с показателем сезона 2021/2022. По данным ИКАР, с большой долей вероятности рекорды по всем показателям будут обновлены в сезоне 2023/2024.

В то же время ситуацию на мировом рынке в данный момент нельзя назвать благоприятной: «Мировые цены на растительные масла, сильно коррелирующие с нефтью, также к концу 2023 года не могут нащупать твердое направление движения. Резкая коррекция цен, начавшаяся в мае-июне 2022 года после достижения исторических максимумов, составила около 50% и завершилась в июне 2023 года. С тех пор котировки на растительные масла пребывают в неопределенности, не имея устойчивого направления движения и колеблясь в пределах диапазона в $ 100 в течение последних 5 месяцев», — говорится в отчете ИКАР.